«Метавселенная создаст новую экономику, которая превысит по размеру глобальный ВВП».
Именно с таким заявлением в августе этого года выступил глава Nvidia Дженсен Хуанг. В июле гендиректор Microsoft Сатья Наделла на конференции представлял концепцию своей «корпоративной метавселенной». Amazon несколько лет разрабатывает опыт виртуального шопинга. Disney планирует создание метавселенной парка развлечений. А Facebook провел ребрендинг и начал позиционировать себя как метавселенная — Meta.
В ближайшее время нам предстоит увидеть масштабный парад вариантов протометавселенных, которые представят корпорации. Что это: очередной модный тренд или направление, которое изменит жизнь человечества раз и навсегда?
Автор и определение
«Примешь синюю таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь красную таблетку — войдешь в страну чудес. Я покажу тебе, глубока ли кроличья нора».
Термин «метавселенная» впервые появился в культовом посткиберпанк–романе Нила Стивенсона «Лавина» 1992 г. Фантастическими концептами, созданными Стивенсоном, вдохновлялись многие из Кремниевой долины.
Метавселенная — мир, объединяющий физическую, дополненную и виртуальную реальности, где активно взаимодействуют люди и интеллектуальные объекты в рамках многих создаваемых корпорациями, одиночками или группами разработчиков метапространств на различной или единой этической, технологической и экономической платформе.
Метавселенную называют следующей стадией развития интернета, однако, на мой взгляд, это очень сильное упрощение.
Предполагается, что люди будут подключаться к метавселенной в виде цифровых аватаров. Они смогут делать многое из того, что и в реальном мире, но по-новому: искать информацию, общаться, совершать покупки, работать, творить новые невероятные объекты и целые миры.
Люди смогут переживать любой другой опыт, который был, и, забегая вперед, скажу, станет недоступным для многих людей в будущем в рамках физического мира. Кроме того, в метавселенной фундаментальное разделение реальных людей и цифровых аватаров (программ на основе ИИ) может постепенно размываться.
Предполагается, что аватар человека в метавселенной сможет быть кем захочет и владеть чем угодно, а смерть не будет означать смерть в реальном мире. Очень многое будет зависеть от природы самих создателей и базовых параметров метавселенной.
Основные черты
«Ты думаешь, что моя реакция и сила здесь, в этом мире, зависит от мускулов? Нет. Я даже воздухом не дышу».
Предлагаю для начала посмотреть короткий ролик-пояснение об исследуемом объекте от Reuters, прежде чем переходить к более конкретному описанию.
Венчурный инвестор и современный идеолог метавселенной Мэтью Болл выделил ее семь основных черт:
• Бесконечное существование. Никогда не сбрасывается, не приостанавливает работу и не заканчивается.
• Работает в реальном времени и не зависит от внешних факторов, хотя разработчики могут создавать и планировать события в метавселенной.
• Нет ограничения на размер аудитории и количество одновременных пользователей. Каждый может в любой момент подключиться к метавселенной и участвовать в ее жизни на равных с остальными
• Должна быть полностью функционирующая экономика. Люди и компании могут получать некое вознаграждение (аналог денег) за «работу», которая приносит «ценность», признанную другими, тратить его и инвестировать.
• Метавселенная объединяет физический и цифровой миры, открытые и закрытые платформы, частные и общедоступные сети. Это «единое цифровое целое».
• Необходима совместимость данных, предметов, активов, контента, передаваемых между цифровыми мирами.
• Метавселенные должны быть наполнены «контентом и опытом», созданным ее же пользователями: одиночками, группами или коммерческими предприятиями.
Еще одной из черт может стать построение на основе парадигмы децентрализации. Возможно, наиболее успешная метавселенная не будет иметь единого оператора, например, корпорацию вроде Facebook. Люди наверняка захотят построить метапространство, где, в отличие от физического мира, не все будет принадлежать корпорациям. Кроме того, сама техническая природа объекта потребует использования децентрализованных систем.
Считаю, что Мэтью Болл также дал очень полезные характеристики того, с чем не стоит путать метавселенную:
• Не просто «виртуальный мир» вроде игры с персонажами и не синтетическая вселенная, созданная только для одной цели — игры.
• Не «виртуальное пространство», где отсутствуют игровые цели или системы навыков.
• Не «виртуальная реальность» (VR). Ощущения присутствия в цифровом мире недостаточно, необходимо полное погружение.
• Не просто «цифровая и виртуальная экономика»
• Не «виртуальный парк развлечений»
• Не еще один «новый магазин приложений» или «новая платформа пользовательского контента».
С первого раза разуму ухватить весь концепт непросто, но это происходит из-за того, что на данный момент мы не можем испытать полноценного опыта метавселенной. К тому же сначала будет создано все то, что Болл отнес к неполноценной метавселенной. И мы, скорее всего, сможем наблюдать развитие концепции в продуктах корпораций в ближайшее время. Как ни парадоксально, все это и послужит для ее будущей основы.
Эволюция метавселенной — если вообще произойдет — будет происходить десятилетиями, а возможно, и дольше.
Протовизуальные примеры
«Если бы ты не мог проснуться, как бы ты узнал, что сон, а что действительность?»
Обычно в качестве визуальных примеров того, что такое метавселенная, используют фильмы вроде «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга и еще более мрачную «Матрицу» Вачовски.
Из индустрии игр чаще всего в пример приводят Fortnite и Roblox. Хорошим примером зачатков метавселенной также может стать платформа Virbela. Некоторые элементы метавселенной были показаны в игре Cyberpunk 2077. Примером протометавселенной на основе концепции децентрализации может быть Decentraland — виртуальный мир, основанный на блокчейне Ethereum. Имеет свою криптовалюту MANA, смарт- и NFT-контракты. В Decentraland можно попасть с помощью VR–шлема и погрузиться в виртуальный мир, в котором стоимость цифровых участков земли уже достигает $500 000.
Радикальным визуальным примером того, что внутри метавселенной или по крайней мере в некоторых из ее метапространств, люди смогут творить бесконечные миры с любыми свойствами, на мой взгляд, могут быть кадры из фильма Кристофера Нолана «Начало».
Если переходить к протопродуктам от корпораций, то примером может быть представленная 25 мая на конференции Ignite главой Microsoft Сатья Наделлой «корпоративная метавселенная» — платформа Microsoft Mesh для общения и работы в смешанной реальности. С помощью Azure Digital Twins можно моделировать объекты, с помощью Azure IoT — виртуальное пространство, а также поддерживать и синхронизировать своего цифрового двойника. Power Platform позволит разработчикам расширять информацию о цифровых двойниках и взаимодействовать с данными через lowcode- и nocode-сервисы.
Что касается продуктов другой крупной корпорации — Meta (Facebook), то несерьезно воспринимать пока еще очень несуразные рисованные персонажи из социальной среды The Horizon будет ошибкой. Вспомните, как выглядел интернет в 90-х. Посмотрим, что анонсирует Цукерберг на ближайшей неделе в рамках ребрендинга. К тому же существующие технологии позволят довольно быстро изменить визуальный облик.
Как пример одной из возможностей метавселенной, можно привести цитату CEO Meta (Facebook):
Примером зачатков метавселенной со стороны железа, а не софта является презентованный в мае этого года Project Starline от Google. Кабина, созданная для того, чтобы во время видеосвязи казалось, что вы находитесь в одной комнате с другим участником.
До конца представить себе на данный момент тот объект, что будет называться метавселенной, невозможно. Это будет чем-то вроде попытки человека из 80-х представить и осознать интернет 2021 г.
Новая реальность или мираж
«Что есть реальность? И как определить её? Весь набор ощущений: зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом».
Ажиотаж вокруг цифровых миров и дополненной реальности появляется не впервые. Но похоже, что в данный момент мы, как вид, подошли достаточно близко, чтобы запустить самоусиливающийся синергетический процесс развития технологий и метавселенной, где одно будет способствовать развитию другого.
Когда речь заходит о необходимых технологиях, чаще всего приводят данную диаграмму. И на данный момент наиболее вероятно, что создание первых протоверсий будет под силу лишь крупным корпорациям или объединениям.
Источник: https://www.matthewball.vc/all/forwardtothemetaverseprimer Источник: https://www.matthewball.vc/all/forwardtothemetaverseprimer
Прежде всего для подключения к метавселенной нам потребуется оборудование — примером такого устройства сейчас является Oculus Quest 2, но по уровню в будущем это можно будет сравнить с громоздкими сотовыми телефонами 80-х. Кроме того, сейчас уже можно купить целый костюм Rokoko Smartsuit Pro для захвата движений или Teslasuit DK1 (не путать с компанией Маска) для способности воспринимать в виртуальной реальности все физические воздействия и ощущать виртуальные объекты, как настоящие. Но технологией, которая изменит все, будут нейроинтерфейсы.
Основной для метавселенной является сетевая и аппаратная инфраструктура. За последние десятилетия вычислительная мощность значительно возросла, но в будущем квантовые компьютеры наверняка станут основой для работы метавселенной, а появление квантового блокчейна выведет метавселенные на новый уровень. Да простят меня физики, но по сути аналогом квантового блокчейна в качестве грубого примера и является наша физическая вселенная. Что касается искусственного интеллекта, то он будет задействован в работе метавселенной практически повсеместно. Скорее всего, именно в рамках метапространства граница между человеческим разумом и ИИ будет стерта. О том, какое место будет занимать ИИ можно было бы написать еще одну отдельную статью.
Что касается софта, то сейчас также имеется набор технологий, которые со временем будут только совершенствоваться. Это и инструменты для создания цифровых аватаров, например, MetaHuman Creator от Epic Games или Neon от Samsung; и технологии 3D-сканирования объектов и Motion Capture; игровые движки и всевозможные инструменты для работы с графикой вроде Unity c Unreal Engine для создания виртуального пространства; 3ds Max, Maya, Cinema 4D, Houdini и Blender и прочее. Кроме того, потребуются пользовательские 3D-редакторы и платформы интерфейсы для поставщиков контента.
Для создания экономики в метавселенной уже есть решение — блокчейн. NFT–токены смогут стать инструментом для подтверждения права собственности на что-либо в метамире. Для сделок, вероятно, будет использоваться криптовалюта, а смарт-контракты выступят гарантом того, что каждая операция является легитимной и не будет изменена или удалена.
Главная альфа будущего?
— Ты веришь в судьбу, Нео?
— Нет.
— Почему?
— Неприятно думать, что тобой манипулируют.
Конечно, одно из первых, что приходит в голову после изучения вопроса — это мрачная картина надвигающихся проблем и рисков. Обсуждение социальных и политических последствий создания объекта с приведенными характеристиками заняло бы и еще вероятно займет в будущем терабайты — проблемы кибербезопасности, конфиденциальности, власть корпораций, ослабевание государств, психологические и экзистенциальные проблемы. И это только на поверхности.
Трансформация, происходящая сейчас в мире, будет только способствовать развитию и внедрению технологии — «high tech low life». Для текущей системы метавселенная могла бы стать выходом. Взять хотя бы проблему экспансии капитала. Метавселенная позволит создавать рынки практически в неограниченном количестве.
Кейс борьбы с пандемией показал, насколько быстро может изменяться социальное поведение. Условия для внедрения могут возникнуть за короткий промежуток времени. Стоит также учитывать, что создание полноценной метавселенной при определенных сценариях может как раз привести к возникновения мрачного мира будущего из книг фантастов и режиссеров кино. Отсутствие возможности у большинства жителей получить блага в реальном мире подтолкнет к уходу в виртуальный.
Но, как чаще всего и бывает в реальности, вместе с проблемами придут и огромные возможности по всем направлениям жизни человека, часть из которых инвестор мог рассмотреть по ходу статьи. Полноценно оценить технологию мы сможем только по мере ее развития и проникновения.
Что касается инвестиционных вопросов, то с высокой вероятностью метавселенная станет как минимум одним из магистральных направлений, которые будут двигать рынок в ближайшее десятилетие, если не ее главной альфой.
Компании, которые будут хоть как-то связаны с вопросами создания и развития метавселенной, с высокой долей вероятности будут иметь больше возможностей для роста по сравнению с остальными.
Если метавселенная получит настолько же широкое проникновение как интернет, то фактически отсутствие вас или вашего бизнеса в метапространстве может стать большим препятствием для роста, если не фатальной ошибкой.
Но будет ли в итоге создана метавселенная и к чему это все может привести, не будет знать даже тот, кто наметит все возможные варианты развития события. Ведь как сказал один мудрец: «Знать путь и пройти его — не одно и то же».
Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.