IPO "Cyan": investment in online real estate service

IPO «Cyan»: investment in online real estate service

The boom of IPOs of Russian companies continues: at the beginning of November on the New York and Moscow stock exchanges American depository shares of the Cypriot Cian - the holding of the online real estate service "Cyan", will start trading.

About company

"Cyan" (MCX, NYSE: CIAN) — one of the largest online services in Russia for the sale and rental of real estate. It includes sites cian.ru, n1.ru, emls.ru and mlsn.ru and their mobile applications.

They post ads for the sale and rental of apartments., houses and commercial real estate. In the first half of 2021, their number exceeded 2.1 million. But Cyan is not just bulletin boards, a set of services for finding realtors, real estate appraisal, making payments and many other tasks.

The company divides its audience into three groups:

  1. Users are the bulk of the people, viewing ads for the sale or rental of real estate. This category mainly uses the services for free. Monthly number of unique users (MAU) is constantly growing and in the first half of 2021 exceeded 20 million.
  2. Clients, posting ads, - this includes as individual property owners, and professional participants in this market: private realtors, agencies and developers.
  3. Third parties such as, banks and professional real estate market participants, promoting their brands and services to company users.

In terms of monetization, Cyan divides the business into five segments:

  1. Core business - it includes ad placement fees, Additional services, such as raising in the list and highlighting, professional tools for realtors, generating leads for real estate developers - that is, appeals of company users to them. This also includes the revenue from displaying ads on websites and mobile apps..
  2. Mortgage Marketplace - "Cyan" cooperates with several banks and receives a commission from them for promoting their products.
  3. Valuation and analytics - the company sells access to data and reports on the real estate market.
  4. Rent of C2C (customer-to-customer) — Cyan provides a complete solution for renting real estate online, including due diligence, digital agreements, online payments and insurance.
  5. Comprehensive solutions for real estate transactions: legal due diligence, notarial registration, storage of documents, tax refund.

Nearly 95% revenues of "Cyanu" are provided by the key business, two-thirds of it the company receives from the placement of ads and related services. This distribution of revenue by operating segments is largely due to, that the rest of the segments appeared relatively recently or have not even been fully launched yet.

For example, mortgage marketplace launched in 2019, and the first service of remote transactions with real estate in the secondary market "Cyan Deal" - only in mid-October 2021. Thus, the company implements its strategy to provide integrated solutions, which is to go beyond just bulletin boards.

But "Cyan" does not forget about the traditional business: subscription launched in 2020, which included the ability to place a number of ads and additional services. In the first half of 2021, more than 40% ads were placed as part of a subscription. New features for users are also added: for example, soon we plan to add a search for ads by photo. Regional expansion continues: at the end of December 2020 announced the purchase of a major regional competitor N1.ru.

  AT&T

The company's business performance is growing: The number of active monthly users has increased by 1.5 times compared to 2019, the number of ads and paid accounts also increased. Growth is shown by leads to agents and sellers, as well as the average revenue per ad, from a paid account and from a lead to developers. At the same time, the number of leads to developers decreased slightly compared to 2020..

Cyan leads by market share in the largest Russian regions: in Moscow, Moscow region, St. Petersburg, Leningrad region, Novosibirsk and Yekaterinburg. In general, the company ranks second in Russia, second only to Avito. Besides, according to Google Analytics и SimilarWeb, in terms of Internet traffic in September 2021, Cyan was among the top ten world leaders in its segment.

IPO «Cyan»: investment in online real estate service

IPO «Cyan»: investment in online real estate service

The structure of the company's revenue for 1 half year 2021

Key business94,8%
Mortgage Marketplace4,4%
Evaluation and analytics0,8%
C2C lease0%
Comprehensive solutions for real estate transactions0%

94,8%

Revenue structure of the Core business segment for 1 half year 2021

Placement of ads66,2%
Lead generation23,2%
Advertising display10,4%
Other revenue0,2%

66,2%

Number of active monthly users, ads and paid accounts by year, million

Active monthly usersadsPaid accounts
201913,41,90,097
202016,52,10,089
1п202120,32,10,104

Leads to agents and sellers, to developers by years, million pieces

Leads to agents and sellersLeads to developers
20196,90,18
20208,00,24
1п20219,10,11

Average daily revenue per ad, from a paid account, from lead to developer by years, rubles

Average ad revenueAverage revenue from a paid accountAverage revenue per lead to developer
20193,56293470
20203,16254046
1п20214,411395238

The number of real estate ads in major regions in April 2021 by online services, thousand pieces

"Cyan"«Avito»"Domclick""Yula""Yandex-real estate"
Moscow and Moscow region22014415360104
St. Petersburg and Leningrad region10494901770
Ekaterinburg5645391324
Novosibirsk1053939734

Financial indicators

Cyan's revenue is growing steadily, even despite the abolition of payment for ads in 2020, introduced during the lockdown. But with net income, things are worse.: the company constantly shows losses.

According to the results of the first half of 2021, they have significantly increased, but the company says, that this was largely influenced by the costs of the program of motivation of key employees - rewarding them with shares. And only such a peculiar metric, as Adjusted EBITDA, has been positive since 2020.

For the same reason, Cyan's debt has seriously increased - these are just obligations to employees under the motivation program. In general, the company has an interesting situation with debt - let's consider it in more detail.

In 2019, Cyan took a syndicated loan from Raiffeisenbank and Rosbank, which consisted of two tranches of 500 and 300 million rubles. Tranche rates are tied to the key rate of the Central Bank of the Russian Federation and exceed it by 3,35 And 3,8%. Tranche repayments were planned in 2022 and 2024.

But the loan agreements included covenants on the need to maintain positive net assets and on certain levels of revenue and EBITDA, which "Cyan" has broken. As a result, I had to pay off debts earlier, but, according to reporting, the company succeeds. In addition, according to the results of the first half of 2021, she has 810 million rubles in the form of money and their equivalents., which exceeds the amount of remaining borrowings to banks.

But the purchase of N1.ru for almost 1.8 billion rubles did without increasing debt: "Cyan" received from shareholders more than 2.2 billion rubles due to the redemption by them of an additional issue of shares of the company.

Revenue, net profit, adjusted EBITDA and debt of the company by years, billion rubles

RevenueNet profitAdjusted EBITDADuty
20193,6−0,8−0,381,2
20204,0−0,60,182,2
1п20212,7−1,70,053,9
  350% stock EEE

The structure of the company's liabilities for 1 half year 2021

Obligations to employees under the motivation program53,6%
Borrowing13,8%
Trade and other payables12,6%
Contract obligations8,7%
Other short-term liabilities5,9%
long term duties5,4%

53,6%

Dividends and dividend policy

Cyan has not paid and does not plan to pay dividends in the medium term, intending to invest all available funds in its development.

Besides, in the prospectus, the company indicates, that she has loan agreements, under which it is limited in the payment of dividends without the consent of the creditor. Also "Cyan" allows, that in the future it may enter into loan agreements with similar restrictions.

History and share capital

The forerunner of "Cyan" was the base of homeowners, wishing to rent it out. It began to be collected in the late 1990s in Moscow by businessman Dmitry Demin and his partner. In 2001, the cian.ru website appeared., since it was already difficult to support the base with “hands” due to its scale. In 2013, a controlling stake in the site was acquired by the Delovoy Mir Online holding., which is part of "Media3" billionaire brothers Ananiev.

As a result of the transaction, cian.ru merged with competitor realty.dmir.ru, and the head of "Media3" Maxim Melnikov was appointed CEO, which he remains to this day. After that, "Cyan" decided to pursue a policy of regional expansion, starting to conquer the market outside the Moscow region.

Among other things, this was achieved through the purchase of competitors: for example, acquired emls.ru in 2014, specializing in real estate ads in St. Petersburg and the Leningrad region. In 2015, the private equity fund Elbrus-Capital became a major shareholder of the company..

In the prospectus, Cyan indicates Elbrus Capital as its controlling shareholder, also among the major shareholders are the structures of the investment bank Goldman Sachs, founder of the company Dmitry Demin and head of the company Maxim Melnikov.

Share capital structure and beneficiaries of the company before the IPO

Beneficiariesshare
Elbrus-capital fundsElbrus-capital65,3%
Goldman Sachs investment bank structuresGoldman Sachs14,1%
MPOC TechnologiesFounder Dmitry Demin11,5%
CEO Maxim MelnikovCEO Maxim Melnikov6,6%
Joox LimitedSergey Osipov1,4%
Other shareholdersOther shareholders1,1%

IPO scheme

At the end of October, the company announced an indicative price range for an American depositary share of 13.5-16 $. This corresponds to the capitalization of "Cyan" in the range of 0.93-1.1 billion dollars.

Most of the offer will be provided by existing shareholders - securities worth $190-220 million. If the organizers use option additional accommodation, then the amount attracted by shareholders may increase to $ 290-335 million. The company itself plans to sell new securities worth $55-65 million.

As a result of the IPO, Cyan will no longer have a shareholder with a controlling stake: the approximate share of Elbrus-Capital should be 44-47%. 26.3-30.3% of the company's capital may be in free float.

Why stocks may go up after an IPO

Demanded and hype field of activity. "Cyan" works in the real estate market - it's hard to imagine, that people will stop buying and renting it for the foreseeable future, which means, the company will last for a long time.

At the same time, the company is engaged in one of the most fashionable and hype activities from the point of view of modern investors - the digitalization of the traditional sector of the economy. This alone could create a stir in her stock., how, for example, almost a year ago it was with Ozon.

Growing company, transforming your business. Cyan expands its core business. According to Frost & Sullivan, the market is growing: as spending on real estate advertising in general, and the costs of developers on it. At the same time, part of the market, related to online classifieds services, growing faster.

Cyan is actively transforming from just a service with ads to a platform, where a person will be able to deal with such difficult tasks in terms of time and effort in one place, like real estate transactions. If the company can do it, it could be a game changer for the entire sector, and "Cyan" will be able to become the beneficiary of this and make good money.

  My thoughts, ideas and notes in the first year of trading on the NYSE

Can buy. Despite the fact that Cyan announced the start of preparations for an IPO back in January 2021, in October it turned out, that the company was almost bought by its competitor - Avito. The deal was blocked by the antimonopoly service, as I counted, that the combined company will have too much market share, which will limit competition.

Maybe, in the future, one of the competitors of "Cyan", a large bank or a large developer decides to buy a company or a significant stake in it, from which the quotes of the securities of "Cyan" can take off.

Why stocks may fall after an IPO

Profitable and expensive. The company is unprofitable, so that the values ​​of the multipliers P / E and ROE are meaningless. The only thing, what can you get hooked on, is to calculate the value of the multiplier "EV / Adjusted EBITDA". But this calculation can drive even more into melancholy: the values ​​are obtained in four digits! Even public IT companies in the Russian market, which in themselves are valued dearly, the values ​​of this multiplier are two-digit.

Big competition. Cyan has a lot of competitors, and in fact all of them are included in huge holdings, having significantly greater financial capabilities.

Avito is part of the South African holding Naspers, Domklik - to the Sber ecosystem, Yula to the VK Group ecosystem. Yandex is not only a competitor, but Internet traffic also depends on it, coming to "Cyan" from the corresponding search engine. Besides, the company ranks among the competitors in the field of rental announcements of such large international players, like Booking.com and Airbnb.

Ouroboros. Development can turn into topics for the company, that she will become an ouroboros - a snake, devouring its tail. After all, now "Cyan" mainly earns on professional participants in the real estate market - realtors.

If the company manages to implement its innovative online transaction services and they become popular, this may adversely affect the real estate business and, hence, on the earnings of "Cyan". But whether it will be possible to compensate for these losses with earnings from new services - and whether they will be profitable at all - is still a big question..

Increased inflation. In recent months in many countries, including in Russia and the USA, inflation has risen significantly, and while she is not going to subside. And in such conditions, the attractiveness of growth companies decreases., That, maybe, will be able to provide investors with cash flows from their activities only sometime in the future.

Besides, Rising inflation forces the Central Bank of the Russian Federation to raise rates: 25 October, she was promoted immediately to 0,75 - to 7,5%. And this is, in its turn, in some perspective should cause an increase in the cost of loans, including mortgage, which can negatively affect the demand for mortgages.

In addition, the company's reporting for 2021 so far includes only the period of preferential mortgage, which, although extended from 1 July for another year, but on less favorable terms. All this can negatively affect the demand for housing., Cyan's business may also be indirectly affected.

IPO «Cyan»: investment in online real estate service

IPO «Cyan»: investment in online real estate service

EV multiplier / EBITDA of Russian public IT companies in the first half of 2021

«Yandex»35,0
VK Group15,7
HeadHunter32,2
"Cyan"1387—1630

35,0

Eventually

Cyan is one of the market leaders in online real estate ads, which is trying to transform its business and plans to provide end-to-end real estate transaction solutions to users.

The company is actively growing both organically, as well as by acquiring competitors. Also, the advantages of "Cyan" include its belonging to the field of activity for the digitalization of the traditional sector of the economy.

At the same time, the company has a large number of competitors with great financial capabilities., and innovative new services could hurt its core business. In addition, Cyan goes to IPO unprofitable and quite expensive.

Scroll to Top

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

Бум IPO российских компаний продолжается: в начале ноября на Нью-Йоркской и Московской биржах начнут торговаться американские депозитарные акции кипрской Cian — холдинга онлайн-сервиса недвижимости «Циан».

О компании

«Циан» (MCX, NYSE: CIAN) — один из крупнейших в России онлайн-сервисов по продаже и аренде недвижимости. В него входят сайты cian.ru, n1.ru, emls.ru и mlsn.ru и их мобильные приложения.

На них размещают объявления о продаже и аренде квартир, домов и коммерческой недвижимости. В первой половине 2021 года их количество превысило 2,1 млн. Но «Циан» — это не просто доски объявлений, а набор сервисов для поиска риелторов, оценки недвижимости, проведения платежей и многих других задач.

Компания делит свою аудиторию на три группы:

  1. Пользователи — основная масса людей, просматривающих объявления о продаже или аренде недвижимости. Эта категория в основном пользуется услугами бесплатно. Месячное количество уникальных пользователей (MAU) постоянно растет и в первом полугодии 2021 года превысило 20 млн.
  2. Клиенты, размещающие объявления, — сюда входят как индивидуальные собственники недвижимости, так и профессиональные участники этого рынка: частные риелторы, агентства и девелоперы.
  3. Третьи стороны — например, банки и профессиональные участники рынка недвижимости, продвигающие свои бренды и услуги пользователям компании.

С точки зрения монетизации «Циан» делит бизнес на пять сегментов:

  1. Ключевой бизнес — он включает платежи за размещение объявлений, дополнительные услуги, такие как поднятие в списке и выделение цветом, профессиональные инструменты для риелторов, генерацию лидов для девелоперов недвижимости — то есть обращения пользователей компании к ним. Сюда также входит выручка от показа рекламы на сайтах и в мобильных приложениях.
  2. Ипотечный маркетплейс — «Циан» сотрудничает с несколькими банками и получает от них комиссию за продвижение их продуктов.
  3. Оценка и аналитика — компания продает доступ к данным и отчетам о рынке недвижимости.
  4. Аренда С2С (customer-to-customer) — «Циан» предоставляет комплексное решение для сдачи недвижимости в аренду онлайн, включая юридические проверки, цифровые соглашения, онлайн-платежи и страховки.
  5. Комплексные решения по сделкам с недвижимостью: юридическая проверка, нотариальная регистрация, хранение документов, возврат налогов.

Почти 95% выручки «Циану» дает ключевой бизнес, две трети из нее компания получает от размещения объявлений и связанных услуг. Такое распределение выручки по операционным сегментам во многом объясняется тем, что остальные сегменты появились относительно недавно или даже еще не до конца запущены.

Например, ипотечный маркетплейс запустили в 2019 году, а первый сервис дистанционных сделок с недвижимостью на вторичном рынке «Циан-сделка» — только в середине октября 2021. Таким образом компания реализует свою стратегию по предоставлению комплексных решений, которая заключается в выходе за рамки просто доски объявлений.

Но «Циан» не забывает и о традиционном бизнесе: в 2020 году запустили подписку, которая включала возможность разместить некоторое количество объявлений и дополнительные услуги. В первом полугодии 2021 года уже более 40% объявлений размещалось в рамках подписки. Также добавляются новые возможности для пользователей: например, скоро планируется добавить поиск объявлений по фото. Продолжается региональная экспансия: в конце декабря 2020 года объявили о покупке крупного регионального конкурента N1.ru.

  РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА NYSE

Бизнес-показатели компании растут: количество активных месячных пользователей выросло в полтора раза по сравнению с 2019 годом, выросло также количество объявлений и платных аккаунтов. Рост показывают лиды к агентам и продавцам, а также средняя выручка с объявления, с платного аккаунта и с лида к девелоперам. При этом количество лидов к девелоперам несколько сократилось по сравнению с 2020 годом.

«Циан» лидирует по доле рынка в крупнейших российских регионах: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Новосибирске и Екатеринбурге. В целом по России компания занимает второе место, уступая только «Авито». Кроме того, по данным Google Analytics и SimilarWeb, по объему интернет-трафика в сентябре 2021 года «Циан» входил в десятку мировых лидеров в своем сегменте.

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

Структура выручки компании за 1 полугодие 2021 года

Ключевой бизнес94,8%
Ипотечный маркетплейс4,4%
Оценка и аналитика0,8%
C2C-аренда0%
Комплексные решения по сделкам с недвижимостью0%

94,8%

Структура выручки сегмента «Ключевой бизнес» за 1 полугодие 2021 года

Размещение объявлений66,2%
Генерация лидов23,2%
Показ рекламы10,4%
Другая выручка0,2%

66,2%

Количество активных месячных пользователей, объявлений и платных аккаунтов по годам, млн

Активные месячные пользователиОбъявленияПлатные аккаунты
201913,41,90,097
202016,52,10,089
1п202120,32,10,104

Лиды к агентам и продавцам, к девелоперам по годам, млн штук

Лиды к агентам и продавцамЛиды к девелоперам
20196,90,18
20208,00,24
1п20219,10,11

Средняя дневная выручка с объявления, с платного аккаунта, с лида к девелоперу по годам, рублей

Средняя выручка с объявленияСредняя выручка с платного аккаунтаСредняя выручка с лида к девелоперу
20193,56293470
20203,16254046
1п20214,411395238

Количество объявлений о недвижимости в крупных регионах в апреле 2021 года по онлайн-сервисам, тысяч штук

«Циан»«Авито»«Домклик»«Юла»«Яндекс-недвижимость»
Москва и Московская область22014415360104
СПб и Ленинградская область10494901770
Екатеринбург5645391324
Новосибирск1053939734

Финансовые показатели

Выручка «Циана» стабильно растет, даже несмотря на отмену оплаты объявлений в 2020 году, введенную во время режима самоизоляции. А вот с чистой прибылью дела обстоят хуже: компания постоянно показывает убытки.

По итогам первого полугодия 2021 года они серьезно возросли, но компания указывает, что на это в значительной мере повлияли затраты по программе мотивации ключевых сотрудников — вознаграждение их акциями. И только такая своеобразная метрика, как скорректированная EBITDA, с 2020 года стала положительной.

По этой же причине у «Циана» серьезно вырос долг — это как раз обязательства перед сотрудниками по программе мотивации. С долгом у компании вообще интересная ситуация — рассмотрим ее подробнее.

В 2019 году «Циан» взял синдицированный кредит у «Райффайзенбанка» и «Росбанка», который состоял из двух траншей в 500 и 300 млн рублей. Ставки по траншам привязаны к ключевой ставке ЦБ РФ и превышают ее на 3,35 и 3,8%. Погашения траншей планировались в 2022 и 2024 годах.

Но в кредитные договоры включались ковенанты о необходимости поддержания положительных чистых активов и об определенных уровнях выручки и EBITDA, которые «Циан» нарушил. В итоге пришлось погашать долги раньше, но, судя по отчетности, компании это удается. К тому же у нее по итогам первого полугодия 2021 года есть 810 млн рублей в виде денег и их эквивалентов, что превышает сумму оставшихся заимствований перед банками.

А вот покупка N1.ru за практически 1,8 млрд рублей обошлась без наращивания долга: «Циан» получил от акционеров более 2,2 млрд рублей за счет выкупа ими дополнительного выпуска акций компании.

Выручка, чистая прибыль, скорректированная EBITDA и долг компании по годам, млрд рублей

ВыручкаЧистая прибыльСкорректированная EBITDAДолг
20193,6−0,8−0,381,2
20204,0−0,60,182,2
1п20212,7−1,70,053,9
  Легендарные и самые богатые инвесторы мира

Структура обязательств компании за 1 полугодие 2021 года

Обязательства перед сотрудниками по программе мотивации53,6%
Заимствования13,8%
Торговая и прочая кредиторская задолженность12,6%
Обязательства по контрактам8,7%
Другие краткосрочные обязательства5,9%
Долгосрочные обязательства5,4%

53,6%

Дивиденды и дивидендная политика

«Циан» не выплачивал и не планирует выплачивать дивиденды в среднесрочной перспективе, собираясь вкладывать все доступные средства в свое развитие.

Кроме того, в проспекте эмиссии компания указывает, что у нее есть кредитные договоры, согласно которым она ограничена в выплате дивидендов без согласия кредитора. Также «Циан» допускает, что в будущем может заключать кредитные договоры с аналогичными ограничениями.

История и акционерный капитал

Предтечей «Циана» была база собственников жилья, желающих сдать его в аренду. Ее начали собирать в конце 1990-х годов в Москве предприниматель Дмитрий Демин и его партнер. В 2001 году появился сайт cian.ru, так как «руками» базу было поддерживать уже сложно из-за ее масштабов. В 2013 году контрольный пакет акций сайта приобрел холдинг «Деловой мир онлайн», который входит в «Медиа3» миллиардеров братьев Ананьевых.

В результате сделки cian.ru объединился с конкурентомrealty.dmir.ru, а главу «Медиа3» Максима Мельникова назначили генеральным директором, которым он остается до сих пор. После этого «Циан» решил проводить политику региональной экспансии, начав завоевывать рынок вне Московского региона.

Кроме всего прочего, это достигалось через покупку конкурентов: например, в 2014 году приобрели emls.ru, специализирующийся на объявлениях о недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В 2015 году крупным акционером компании стал фонд прямых инвестиций «Эльбрус-капитал».

В проспекте эмиссии «Циан» указывает «Эльбрус-капитал» как своего контролирующего акционера, также в число крупных акционеров входят структуры инвестиционного банка Goldman Sachs, основателя компании Дмитрия Демина и глава компании Максим Мельников.

Структура акционерного капитала и бенефициары компании до IPO

БенефициарыДоля
Фонды «Эльбрус-капитала»«Эльбрус-капитал»65,3%
Структуры инвестиционного банка Goldman SachsGoldman Sachs14,1%
MPOC TechnologiesОснователь Дмитрий Демин11,5%
CEO Максим МельниковCEO Максим Мельников6,6%
Joox LimitedСергей Осипов1,4%
Прочие акционерыПрочие акционеры1,1%

Схема IPO

В конце октября компания объявила индикативный диапазон цены американской депозитарной акции в 13,5—16 $. Это соответствует капитализации «Циан» в диапазоне 0,93—1,1 млрд долларов.

Большую часть предложения обеспечат существующие акционеры — ценные бумаги на сумму 190—220 млн долларов. Если же организаторы используют опцион дополнительного размещения, то привлеченная акционерами сумма может возрасти до 290—335 млн долларов. Сама компания планирует продать новые ценные бумаги на сумму 55—65 млн долларов.

По итогам IPO у «Циана» больше не будет акционера с контрольным пакетом акций: приблизительная доля «Эльбрус-капитала» должна составить 44—47%. В свободном обращении может оказаться 26,3—30,3% капитала компании.

Почему акции могут вырасти после IPO

Востребованная и хайповая сфера деятельности. «Циан» работает на рынке недвижимости — сложно представить, что люди в обозримом будущем перестанут ее покупать и арендовать, а значит, работы компании хватит на долгое время.

Вместе с тем компания занимается одним из самых модных и хайповых с точки зрения современных инвесторов видов деятельности — цифровизацией традиционного сектора экономики. Одно это может создать ажиотаж в ее акциях, как, например, почти год назад это было с Ozon.

Растущая компания, трансформирующая свой бизнес. «Циан» наращивает свой основной бизнес. По прогнозам компании Frost & Sullivan, растет и сам рынок: как расходы на рекламу недвижимости в целом, так и расходы девелоперов на нее. При этом часть рынка, связанная с онлайн-сервисами объявлений, растет быстрее.

«Циан» активно трансформируется из просто сервиса с объявлениями в платформу, на которой человек сможет в одном месте разбираться с такими непростыми с точки зрения времени и затраченных усилий задачами, как сделки с недвижимостью. Если у компании получится это сделать, это может поменять правила игры во всем секторе, а «Циан» сможет стать бенефициаром этого и хорошо заработать.

  Обзор Ehealth: онлайн-платформа электронного страхования

Могут купить. Несмотря на то что «Циан» заявлял о начале подготовки к IPO еще в январе 2021 года, в октябре оказалось, что компанию чуть не купил ее конкурент — «Авито». Сделку заблокировала антимонопольная служба, так как посчитала, что объединенная компания будет занимать слишком большую долю рынка, что приведет к ограничению конкуренции.

Возможно, в будущем один из конкурентов «Циана», крупный банк или крупный девелопер решит купить компанию или значимую долю в ней, от чего котировки ценных бумаг «Циана» могут взлететь.

Почему акции могут упасть после IPO

Убыточно и дорого. Компания убыточна, так что значения мультипликаторов P / E и ROE считать бессмысленно. Единственное, за что можно зацепиться, — это посчитать значение мультипликатора «EV / скорректированная EBITDA». Но этот расчет может еще сильнее вогнать в тоску: значения получаются четырехзначными! Даже у публичных ИТ-компаний на российском рынке, которые сами по себе оценены недешево, значения этого мультипликатора двузначные.

Большая конкуренция. У «Циана» очень много конкурентов, и фактически все они входят в огромные холдинги, обладающие значительно большими финансовыми возможностями.

«Авито» входит в южноафриканский холдинг Naspers, «Домклик» — в экосистему Сбера, «Юла» — в экосистему VK Group. «Яндекс» не только конкурент, но также от него зависит интернет-трафик, приходящий на «Циан» из соответствующего поисковика. Кроме того, компания причисляет к конкурентам в сфере объявлений об аренде таких крупных международных игроков, как Booking.com и Airbnb.

Уроборос. Развитие может обернуться для компании тем, что она станет уроборосом — змеем, пожирающим свой хвост. Ведь сейчас «Циан» в основном зарабатывает на профессиональных участниках рынка недвижимости — риелторах.

Если же у компании получится реализовать свои инновационные сервисы по онлайн-оформлению сделок и они обретут популярность, это может отрицательно сказаться на риелторском бизнесе и, следовательно, на заработках «Циана». А вот получится ли компенсировать эти потери заработком от новых сервисов — и будут ли они вообще прибыльными — это еще большой вопрос.

Возросшая инфляция. В последние месяцы во многих странах, в том числе в России и США, значительно возросла инфляция, и пока спадать она не собирается. А в таких условиях падает привлекательность компаний роста, которые, возможно, смогут обеспечить инвесторов денежными потоками от своей деятельности только когда-то в будущем.

Кроме того, растущая инфляция вынуждает ЦБ РФ повышать ставку: 25 октября ее повысили сразу на 0,75 — до 7,5%. А это, в свою очередь, в некоторой перспективе должно вызвать удорожание кредитов, в том числе ипотечных, что может негативно сказаться на спросе на ипотеку.

К тому же отчетность компании за 2021 год пока включает только период действия льготной ипотеки, которую хоть и продлили с 1 июля еще на год, но на менее выгодных условиях. Все это может негативно повлиять на спрос на жилье, косвенно может пострадать и бизнес «Циана».

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

IPO «Циан»: инвестиции в онлайн-сервис недвижимости

Мультипликатор EV / EBITDA публичных российских компаний в сфере ИТ по итогам первого полугодия 2021 года

«Яндекс»35,0
VK Group15,7
HeadHunter32,2
«Циан»1387—1630

35,0

В итоге

«Циан» — один из лидеров рынка онлайн-объявлений о недвижимости, который пытается трансформировать свой бизнес и планирует предоставлять пользователям комплексные решения по сделкам с недвижимостью.

Компания активно растет как органически, так и за счет приобретения конкурентов. Также к плюсам «Циана» можно отнести его принадлежность к сфере деятельности по цифровизации традиционного сектора экономики.

При этом у компании большое количество конкурентов с большими финансовыми возможностями, а новые инновационные сервисы могут повредить ее основному бизнесу. К тому же «Циан» выходит на IPO убыточным и довольно дорогим.

Пролистать наверх