Norilsk Nickel Review: the world's largest producer of nickel and palladium

Обзор «Норникеля»: крупнейший в мире производитель никеля и палладия

Norilsk Nickel (MOEX: GMKN) — one of the global leaders in the mining and metallurgical industry, the company accounts for global production 44% Palladium, 22% Nickel, 15% platinum and 14% cobalt. At the beginning of 2021, the total proven reserves of the enterprise amounted to 742.8 million tons of raw materials., which provides it with resources for the following 75 years.

About company

Norilsk Nickel's main activity is the production of non-ferrous and precious metals: Palladium, Nickel, copper, Platinum, Rhodium, cobalt, gold, silver, Iridium, Selena, Ru, tellurium and sulfur. The company's business is divided into three divisions: Norilsk, Kola and Trans-Baikal.

Norilsk Division. Key industrial asset of the company, it includes a full cycle of metal production - from mining to shipment of finished products. In 2020, this division provided the release 72% copper and 42% platinum group metals (PGM) of the total volume of the group's final products.

Stages of production:

  1. Mining. In 2020, it amounted to 18.8 million tons and occurred at six mines.: «Taimyrsky», «Oktyabrsky», «Komsomolsk», «Rockyman», "Mayake" and "Zapolyarny". Norilsk Nickel produces copper-nickel ores of three categories: with high content of non-ferrous and precious metals, with high copper content, with a relatively low metal content.
  2. Enrichment. It takes place at two factories - Talnakh enrichment and Norilsk enrichment - and includes the processing of extracted raw materials.. Basic technological operations: splitting up, milling, flotation and thickening.
  3. Metallurgy. Consists of three assets. First — Nadezhda Metallurgical Plant (NMZ), with its help, Norilsk Nickel receives a nickel Feinstein, which in the future will be sent for processing to the Kola division.

The process at nmz is as follows: raw materials from concentrating plants enter the suspended smelting furnaces, then the company gets some by-product, called stein, is an alloy of iron sulphides and non-ferrous metals, which is converted to obtain Feinstein.

Second asset — Copper Plant (MZ), his group uses the division's entire copper concentrate to produce cathode copper., elemental sulfur and sulfuric acid for their technological needs.

Third — metallurgical shop (MC) as part of the MoZ, with the help of which the sludge of the copper electrolysis shop of the Moscow School of Medical Care and the copper electrolysis shop of the Kola MINING Complex are processed and the concentrate of precious metals is obtained, technical selenium and tellurium.

Kola Division. Consists of assets on the Kola Peninsula and one Finnish processing plant. In 2020, the division produced 100% Nickel, 15% copper and 58% PGM from the company's total result.

Stages of production:

  1. Mining. In 2020, it amounted to 7.7 million tons of copper-nickel ore, which the company extracted at the Severny mine and in the Kaula-Kotselvaara mine.
  2. Enrichment. Takes place at a factory in the city of Zapolyarny. Copper-nickel concentrate undergoes briquetting, and then sent for processing, where Feinstein is produced.
  3. Metallurgy. Russian assets. Consist of chemical and metallurgical, refining shops, as well as nickel electrolysis shops No. 1 and 2, thanks to which the company produces cathode and carbonyl nickel, nickel and copper semi-finished product for sale, cathode copper, sulfide and cobalt concentrate, cathode cobalt, precious metal concentrates, sulfuric acid and crushed Feinstein for the Finnish plant.

Finnish assets. Consists of one subsidiary - Norilsk Nickel Harjavalta, namely the plant in Harjavalta, which produces nickel cathodes and briquettes, nickel salts, powders and solutions, cobalt in sulfate and solution, copper piped medd.

  Shares of Dollar Tree updated the maximum on the news about the investor-activist

Transbaikal Division. It includes Bystrinsky GOK, which in 2019 was put into commercial operation, and in March 2021, the main shareholders of the group decided to separate it into a separate company with the subsequent IPO, but in September they reconsidered this decision because of the position of Rusal., the second largest shareholder in terms of share of Norilsk Nickel.

Stages of production:

  1. Mining. The division develops gold-iron-copper ores of the Bystrinsky deposit, production of which in 2020 amounted to 16 million tons.
  2. Enrichment. Consists of Bystrinsky Concentrating Plant, processing the company's own ore and obtaining copper and iron ore concentrate at the output, it is sent for sale to third parties, and gold-bearing — for further processing to the Norilsk division.

Nkomati. This is a joint venture between Norilsk Nickel and African Rainbow Minerals in South Africa, which was mothballed in the first half of 2021.

Additional assets. In addition to the main activity, the company has a secondary, which does not play a significant role, bringing about 4% income. This business includes energy facilities - the company owns four gas fields.; transport assets - they include their own Arctic fleet, aviation companies, transport branches and ports.

The structure of the company's income, million dollars

Revenue Share in the total result
Palladium 3676 41%
Nickel 1696 19%
Copper 1575 18%
Rhodium 644 7%
Platinum 366 4%
Gold 305 3%
Other metals 335 4%
Additional assets 346 4%

Basket of non-ferrous metals

In this section, the five main metals of Norilsk Nickel will be dismantled: palladium, nickel, copper, platinum and rhodium, which bring companies about 90% income.

Palladium. Brings the greatest income to the company. The main demand for this metal comes from the automotive industry., which uses it for exhaust gas cleaning systems. Palladium, due to its unique catalytic properties, has practically no alternatives in this field of application - except platinum, which is currently used mainly in diesel cars, and rhodium, which is characterized by high price volatility due to the risk of physical shortage of metal and small market size: world annual production is only 23 Tons.

According to the estimates of the management of Norilsk Nickel, project to replace palladium with platinum in autocatalysts, despite the active promotion in the media by some industry participants, not yet widely available. Therefore, it can become a significant factor for the PGM market only in the long term..

Norilsk Nickel's forecast for the palladium market is positive, management expects, that in 2021 and 2022 the market will have a deficit of 0.9 million and 0.7 million ounces against the background of an increase in metal consumption by 14 and 15% during these periods. By 2030, the company predicts an increase in demand for palladium for 25% thanks to orders from the automotive industry.

Sectoral structure of palladium consumption

Share in overall results
Exhaust gas control systems 82%
Electronics 7%
Chemical catalysts 5%
Dental alloys 3%
Jewellery 2%
Other 1%

Nickel. Second revenue segment. The main sales market is China, where the metal is used for the production of different grades of stainless steel, which in their composition may contain up to 20% Nickel. The addition of nickel enhances their corrosion resistance and strength in different operating temperatures, gives steel good ductility and stability in aggressive environments, makes it non-magnetic.

Norilsk Nickel's forecast for the nickel market is neutral in the short term and optimistic in the long term. The company expects the deficit to continue by the end of 2021 against the background of the recovery of global economies and surplus in 2022 due to the continued expansion of production in Indonesia.

Battery sector, which is now showing double-digit growth rates due to measures of state support for electric vehicles, will remain the main driver of demand for the next 5-10 years as it, how the world will move towards carbon neutrality.

  On Martyn's feet!

Sectoral structure of nickel consumption

Share in overall results
Stainless steel 73%
Batteries 9%
Spetsstal 5%
Electroplating 5%
Alloys 5%
Other 3%

Copper. Norilsk Nickel ranks 11th among all companies in the extraction of this metal with a global share 2%. Key market — China, it accounts for 54% global consumption. Copper is used in many industries due to its high electrical conductivity, Thermal conductivity, ductility and corrosion resistance.

Norilsk Nickel's forecast for the copper market is neutral, since the current price is significantly higher than the cost curve. The company expects a small deficit in 2021 of 282 thousand tons amid global growth in copper consumption due to improved overall economic activity..

Sectoral structure of copper consumption

Share in overall results
Construction 28%
Electrical networks 28%
Consumer goods 21%
Transport 12%
Heavy Engineering 11%

Platinum. Norilsk Nickel is the world's third platinum producer. The main field of application is the automotive industry, in which more 30% the metal consumed in this industry is used for the production of exhaust gas converters for diesel cars. Platinum is used in jewelry, chemical and glass industry, and as an investment tool, such as, you can buy physical metal through exchange ETF.

Norilsk Nickel's forecast for the platinum market is neutral. Recovery of demand in the automotive industry, jewelry industry and other industries will lag behind the growing supply, resulting in a surplus of 1 million ounces on the market.

Sectoral structure of platinum consumption

Share in overall results
Exhaust gas neutralization systems 34%
Jewellery 27%
Chemical process catalysts 9%
Glass production 6%
Electronics 4%
Other 20%

Rhodium. This is the fastest growing segment of the company, for the first half of 2021, it tripled against the background of an increase in the average selling price of the metal from 9343 to 24 052 $ per troy ounce, current price — about 14 000 $. The main reason for the rapid growth is the fall in production in South Africa due to quarantine restrictions..

Norilsk Nickel is the world's fourth largest producer of rhodium. The key branch of its application is the automotive industry, where, due to its unique chemical properties, rhodium is used to make catalytic converters for emissions, since this metal is considered the best catalyst for cleaning nitrogen oxide emissions in gasoline engines.

Sectoral structure of rhodium consumption

Share in overall results
Exhaust gas neutralization systems 87%
Chemical process catalysts 7%
Glass production 3%
Electronics 1%
Other 2%

Structure of metal consumption by region

Palladium Nickel Copper Platinum Rhodium
China 31% 59% 54% 28% 27%
Rest of Asia 11% 23% 14% 15% 14%
Europe 20% 13% 15% 25% 23%
America 20% 5% 11% 20% 19%
Rest 18% 0% 6% 12% 17%

Profit distribution

In 2016, the main owners of Norilsk Nickel signed a shareholder agreement until the end of 2022 and consolidated the following dividend policy:

  • the company distributes 60% EBITDA, if the net debt/EBITDA ratio is less 1,8;
  • from 30 to 60% EBITDA, if this multiplier will be from 1,8 to 2,2;
  • 30% EBITDA, if "net debt/EBITDA" is more 2,2.

But the main shareholders have formed different views on the company's dividend policy after 2022.. Rusal stands for the preservation of the current principle, and Interros for reducing payments and wants to tie the distribution to free cash flow. (FCF). According to preliminary data, it can be a payment of 50-75% of FCF.

Switching to a payout from FCF will reduce the dividend – this will happen due to the fact that, that the company's capital expenditures will double (CAPEX).

  Why Russia is not punished for market manipulation

Dynamics of capital expenditures of Norilsk Nickel, billion dollars

2020 1,8
2021 3
2022—2025 4
2026—2030 2

1,8

Dynamics of profit distribution for the last 5 years

9m2016 444,25 Р
12m2016 446,10 Р
6m2017 224,20 Р
12m2017 607,98 Р
6m2018 776,02 Р
12m2018 792,52 Р
6m2019 883,93 Р
9m2019 604,09 Р
12m2019 557,20 Р
9м2020 623,35 Р
12м2020 1021,22 Р

444,25 Р

Current results

Strong growth in prices of metals mined by Norilsk Nickel allowed the company to demonstrate record financial results. At the same time, in 2021, management predicts a slight decrease in production indicators due to two accidents.: flooding of two underground mines in the Norilsk Division and collapse of the building of the ore transshipment point and the adjacent gallery of the crushing plant at the Norilsk Processing Plant.

Обзор «Норникеля»: крупнейший в мире производитель никеля и палладия

Financial results for the last 5 years, billion dollars

Revenue EBITDA Net profit FCF Net debt
2016 8,259 3,899 2,531 1,591 4,530
2017 9,146 3,995 2,123 −0,173 8,201
2018 11,670 6,231 3,059 4,931 7,051
2019 13,563 7,923 5,966 4,889 7,060
2020 15,545 7,651 3,634 6,640 4,705
6м2021 8,943 5,700 4,304 1,397 7,734

Comparison with competitors

EV / EBITDA P / E Net debt / EBITDA
Norilsk Nickel 4,72 5,93 0,67
VSMPO-AVISMA 14,60 31,62 1,32
Vale 2,62 4,69 −0,02
Freeport-McMoRan 7,12 18,68 0,43
Southern Copper 8,67 16,58 0,71

Arguments for

Basket of non-ferrous metals. Norilsk Nickel's business is well diversified due to the extraction of a large amount of metals. This allows the Russian company to show more stable financial results in comparison with other competitors, e.g. Freeport-McMoRan, whose activities are sharpened in the production of one metal.

Production growth until 2030. Norilsk Nickel's management announces strategic goals until 2030 for its key metals:

  • production of palladium and platinum will add 40-50%, from 105 tons in 2017 to 150-160 tons in 2030;
  • nickel production will increase by 20-30%, from 210 thousand tons in 2017 to 250-270 thousand tons in 2030;
  • copper production will grow by 20-30%, from 398 thousand tons in 2017 to 490-530 thousand tons in 2030.

High level of profit sharing. The company's management confirmed, what will distribute in 2021 60% EBITDA. For the first half of 2021, this may result in a payment of 1600 Р. Current dividend yield for the first six months of 2021 — 7%.

Moderate debt burden. It allows the management of Norilsk Nickel to distribute 60% EBITDA for dividend payments. At the moment, the company's net debt is $ 7.734 billion., and the net debt / EBITDA multiple is 0,67.

Arguments against

Risk of dividend reduction in 2023. If the main shareholder of Norilsk Nickel manages to convince the rest of the shareholders to switch to payment from FCF, then until 2025 this will reduce dividends and may lead as early as 2022 to a new shareholder conflict with Rusal..

Lawsuit from Rosrybolovstvo. The profile federal agency filed a lawsuit against a subsidiary of Norilsk Nickel in the amount of 58.7 billion rubles due to the accident at norilsk CHPP-3, because of what more than 20 thousand tons of diesel fuel got into the water and soil. If the claim is satisfied, this could reduce the dividend in 2021 by 382 Р.

What is the bottom line

Norilsk Nickel is a leader in its sector. The company offers investors a double-digit dividend yield, sustainable financial results and the opportunity to participate in the development of Arctic resources.

At the same time, the company has risks.. In addition to those, that were voiced in the arguments against, this can also include a number of incidents in 2020-2021 against the background of deterioration of the old infrastructure., ESG issues, after all, Norilsk is considered the dirtiest city in the world in terms of emissions into the atmosphere - 1.9 million tons, and different views of shareholders on the further development of Norilsk Nickel.

Scroll up

Обзор «Норникеля»: крупнейший в мире производитель никеля и палладия

Обзор «Норникеля»: крупнейший в мире производитель никеля и палладия

«Норникель» (MOEX: GMKN) — один из глобальных лидеров в горно-металлургической промышленности, на долю компании приходится мировая добыча 44% палладия, 22% никеля, 15% платины и 14% кобальта. На начало 2021 года общие доказанные запасы предприятия составляли 742,8 млн тонн сырья, что обеспечивает его ресурсами на следующие 75 лет.

О компании

Основная деятельность «Норникеля» — это производство цветных и драгоценных металлов: палладия, никеля, меди, платины, родия, кобальта, золота, серебра, иридия, селена, рутения, теллура и серы. Бизнес компании делится на три дивизиона: Норильский, Кольский и Забайкальский.

Норильский дивизион. Ключевой промышленный актив компании, он включает полный цикл производства металлов — от добычи до отгрузки готовой продукции. В 2020 году это подразделение обеспечило выпуск 72% меди и 42% металлов платиновой группы (МПГ) от общего объема конечной продукции группы.

Этапы производства продукции:

  1. Добыча. В 2020 году она составила 18,8 млн тонн и происходила на шести рудниках: «Таймырском», «Октябрьском», «Комсомольском», «Скалистом», «Маяке» и «Заполярном». «Норникель» добывает медно-никелевые руды трех категорий: с повышенным содержанием цветных и драгоценных металлов, с повышенным содержанием меди, с относительно низким содержанием металлов.
  2. Обогащение. Оно происходит на двух фабриках — Талнахской обогатительной и Норильской обогатительной — и включает переработку добытого сырья. Основные технологические операции: дробление, измельчение, флотация и сгущение.
  3. Металлургия. Состоит из трех активов. Первый — Надеждинский металлургический завод (НМЗ), с его помощью «Норникель» получает никелевый файнштейн, который в дальнейшем будет отправлен на переработку в Кольский дивизион.

Процесс на НМЗ выглядит следующим образом: сырье из обогатительных фабрик поступает в печи взвешенной плавки, далее компания получает некий побочный продукт, называемый штейном, — это сплав сульфидов железа и цветных металлов, который подвергается конвертированию для получения файнштейна.

Второй актив — Медный завод (МЗ), его группа использует для переработки всего медного концентрата дивизиона с целью получить катодную медь, элементарную серу и серную кислоту для своих технологических нужд.

Третий — металлургический цех (МЦ) в составе МЗ, с помощью которого перерабатывают шламы цеха электролиза меди МЗ и цеха электролиза меди Кольской ГМК и получают концентрат драгоценных металлов, технический селен и теллур.

Кольский дивизион. Состоит из активов на Кольском полуострове и одного финского завода по переработке. В 2020 году подразделение произвело 100% никеля, 15% меди и 58% МПГ от общего результата компании.

Этапы производства продукции:

  1. Добыча. В 2020 году она составила 7,7 млн тонн медно-никелевой руды, которую компания извлекла на руднике «Северный» и в шахте «Каула-Котсельваара».
  2. Обогащение. Происходит на фабрике в городе Заполярный. Медно-никелевый концентрат подвергается брикетированию, а после отправляется на переработку, где производится файнштейн.
  3. Металлургия. Российские активы. Состоят из химико-металлургического, рафинировочного цехов, а также цехов электролиза никеля № 1 и 2, благодаря которым компания производит катодный и карбонильный никель, никелевый и медный полуфабрикат на продажу, катодную медь, сульфидный и кобальтовый концентрат, катодный кобальт, концентраты драгоценных металлов, серную кислоту и дробленый файнштейн для финского завода.

Финские активы. Состоят из одного дочернего предприятия — Norilsk Nickel Harjavalta, а именно завода в Харьявалте, который производит никелевые катоды и брикеты, никелевые соли, порошки и растворы, кобальт в сульфате и растворе, медный кек с содержанием МПГ.

  Китайская компания Meihua International Medical Technologies подала заявку на IPO

Забайкальский дивизион. В него входит Быстринский ГОК, который в 2019 году был запущен в промышленную эксплуатацию, а в марте 2021 года основные акционеры группы решили выделить его в отдельную компанию с последующем IPO, но в сентябре пересмотрели это решение из-за позиции «Русала», второго по доле акционера «Норникеля».

Этапы производства продукции:

  1. Добыча. Дивизион разрабатывает золото-железо-медные руды Быстринского месторождения, добыча которых в 2020 году составила 16 млн тонн.
  2. Обогащение. Состоит из Быстринского обогатительного комбината, перерабатывающего собственную руду компании и получающего на выходе медный и железорудный концентрат, он направляется на реализацию третьим лицам, а золотосодержащий — на дальнейшую переработку в Норильский дивизион.

Nkomati. Это совместное предприятие «Норникеля» с African Rainbow Minerals в ЮАР, которое было законсервировано в первой половине 2021 года.

Дополнительные активы. Помимо основной деятельности, у компании есть еще второстепенная, которая не играет существенной роли, принося около 4% дохода. К этому бизнесу относятся энергетические объекты — у компании в собственности четыре газовых месторождения; транспортные активы — к ним причисляют собственный арктический флот, авиационные компании, транспортные филиалы и порты.

Структура доходов компании, млн долларов

Выручка Доля в общем результате
Палладий 3676 41%
Никель 1696 19%
Медь 1575 18%
Родий 644 7%
Платина 366 4%
Золото 305 3%
Прочие металлы 335 4%
Дополнительные активы 346 4%

Корзина цветных металлов

В этом разделе будет разобрана пятерка главных металлов «Норникеля»: палладий, никель, медь, платина и родий, которые приносят компании около 90% доходов.

Палладий. Приносит наибольший доход компании. Основной спрос на этот металл исходит от автомобильной промышленности, которая использует его для систем очистки выхлопных газов. Палладий в силу своих уникальных каталитических свойств практически не имеет альтернатив в этой области применения — кроме платины, которая в настоящее время используется преимущественно в дизельных автомобилях, и родия, для которого характерны высокая волатильность цен из-за риска физической нехватки металла и маленького размера рынка: мировое ежегодное производство составляет всего 23 тонны.

По оценкам менеджмента «Норникеля», проект по замене палладия платиной в автокатализаторах, несмотря на активное продвижение в СМИ некоторыми участниками отрасли, пока не получил широкого распространения. Поэтому он может стать значимым фактором для рынка МПГ только в долгосрочной перспективе.

Прогноз «Норникеля» по рынку палладия позитивный, менеджмент ожидает, что в 2021 и 2022 годах на рынке будет дефицит 0,9 млн и 0,7 млн унций на фоне роста потребления металла на 14 и 15% в эти периоды. К 2030 году компания прогнозирует увеличение спроса на палладий на 25% благодаря заказам со стороны автомобильной промышленности.

Отраслевая структура потребления палладия

Доля в общих результатах
Системы контроля выхлопных газов 82%
Электроника 7%
Химические катализаторы 5%
Стоматологические сплавы 3%
Ювелирные изделия 2%
Прочее 1%

Никель. Второй по доходам сегмент. Основной рынок сбыта — Китай, где металл используют для производства разных марок нержавеющей стали, которые в своем составе могут содержать до 20% никеля. Добавление никеля усиливает их коррозионную стойкость и прочность в различных температурных режимах эксплуатации, придает стали хорошую пластичность и устойчивость в агрессивных средах, делает ее немагнитной.

Прогноз «Норникеля» по рынку никеля нейтральный в краткосрочной перспективе и оптимистичный в долгосрочной. Компания ожидает сохранения дефицита по итогам 2021 года на фоне восстановления мировых экономик и профицита в 2022 году из-за продолжающегося расширения производства в Индонезии.

Сектор аккумуляторных батарей, который сейчас демонстрирует двузначные темпы роста благодаря мерам господдержки электромобилей, останется главным драйвером спроса в течение следующих 5—10 лет по мере того, как мир будет двигаться к углеродной нейтральности.

  Компания Workday (NASDAQ: WDAY) : стоит ли инвестировать в ПО для HR и бухгалтерии

Отраслевая структура потребления никеля

Доля в общих результатах
Нержавеющая сталь 73%
Аккумуляторы 9%
Спецсталь 5%
Гальванопокрытия 5%
Сплавы 5%
Прочее 3%

Медь. «Норникель» занимает 11-е место среди всех компаний по добыче этого металла с общемировой долей 2%. Ключевой рынок сбыта — Китай, на него приходится 54% общемирового потребления. Медь используют во многих отраслях из-за высокой электропроводности, теплопроводности, пластичности и коррозионной устойчивости.

Прогноз «Норникеля» по рынку меди нейтральный, поскольку текущая цена значительно превышает кривую себестоимости. Компания ожидает небольшой дефицит в 2021 году в размере 282 тысяч тонн на фоне мирового роста потребления меди из-за улучшения общей экономической активности.

Отраслевая структура потребления меди

Доля в общих результатах
Строительство 28%
Электрические сети 28%
Потребительские товары 21%
Транспорт 12%
Тяжелое машиностроение 11%

Платина. «Норникель» — третий в мире производитель платины. Основная сфера применения — автомобильная промышленность, в которой более 30% потребляемого в этой отрасли металла используется для производства нейтрализаторов выхлопных газов дизельных автомобилей. Платину применяют в ювелирной, химической и стекольной промышленности, а также в качестве инструмента для инвестиций — например, можно покупать физический металл через биржевые ETF.

Прогноз «Норникеля» по рынку платины нейтральный. Восстановление спроса в автопроме, ювелирной промышленности и других отраслях будет отставать от растущего предложения, в результате чего на рынке возникнет профицит 1 млн унций.

Отраслевая структура потребления платины

Доля в общих результатах
Системы нейтрализации выхлопных газов 34%
Ювелирные изделия 27%
Химические катализаторы процессов 9%
Производство стекла 6%
Электроника 4%
Прочее 20%

Родий. Это самый быстрорастущий сегмент компании, за первое полугодие 2021 года он увеличился в три раза на фоне роста средней цены реализации металла с 9343 до 24 052 $ за тройскую унцию, текущая цена — около 14 000 $. Основная причина стремительного роста — падение производства в ЮАР из-за карантинных ограничений.

«Норникель» — четвертый в мире производитель родия. Ключевая отрасль его применения — автомобильная промышленность, где благодаря уникальным химическим свойствам родий используют для изготовления каталитических нейтрализаторов выбросов, так как этот металл считается лучшим катализатором для очистки выбросов оксида азота в бензиновых двигателях.

Отраслевая структура потребления родия

Доля в общих результатах
Системы нейтрализации выхлопных газов 87%
Химические катализаторы процессов 7%
Производство стекла 3%
Электроника 1%
Прочее 2%

Структура потребления металлов по регионам

Палладий Никель Медь Платина Родий
Китай 31% 59% 54% 28% 27%
Остальная Азия 11% 23% 14% 15% 14%
Европа 20% 13% 15% 25% 23%
Америка 20% 5% 11% 20% 19%
Остальные 18% 0% 6% 12% 17%

Распределение прибыли

В 2016 году основные собственники «Норникеля» заключили акционерное соглашение до конца 2022 года и закрепили следующую дивидендную политику:

  • компания распределяет 60% EBITDA, если соотношение «чистый долг / EBITDA» будет менее 1,8;
  • от 30 до 60% EBITDA, если этот мультипликатор будет от 1,8 до 2,2;
  • 30% EBITDA, если «чистый долг / EBITDA» будет более 2,2.

Но у основных акционеров сформировались разные взгляды на дивидендную политику компании после 2022 года. «Русал» выступает за сохранение текущего принципа, а «Интеррос» — за снижение выплат и хочет привязать распределение к свободному денежному потоку (FCF). По предварительным данным, речь может идти о выплате 50—75% FCF.

Переход на выплату от FCF уменьшит дивиденд — это произойдет из-за того, что у компании в два раза вырастут капитальные затраты (CAPEX).

  Обзор Walgreens Boots Alliance: крупнейшая аптечная сеть

Динамика капитальных затрат «Норникеля», млрд долларов

2020 1,8
2021 3
2022—2025 4
2026—2030 2

1,8

Динамика распределения прибыли за последние 5 лет

9м2016 444,25 Р
12м2016 446,10 Р
6м2017 224,20 Р
12м2017 607,98 Р
6м2018 776,02 Р
12м2018 792,52 Р
6м2019 883,93 Р
9м2019 604,09 Р
12м2019 557,20 Р
9м2020 623,35 Р
12м2020 1021,22 Р

444,25 Р

Текущие результаты

Сильный рост цен добываемых «Норникелем» металлов позволил компании продемонстрировать рекордные финансовые результаты. При этом в 2021 году менеджмент прогнозирует небольшое снижение производственных показателей из-за двух аварий: подтопления двух подземных шахт в Норильском дивизионе и обрушения здания пункта перегрузки руды и примыкающей к нему галереи дробильного цеха на Норильской обогатительной фабрике.

Обзор «Норникеля»: крупнейший в мире производитель никеля и палладия

Финансовые результаты за последние 5 лет, млрд долларов

Выручка EBITDA Чистая прибыль FCF Чистый долг
2016 8,259 3,899 2,531 1,591 4,530
2017 9,146 3,995 2,123 −0,173 8,201
2018 11,670 6,231 3,059 4,931 7,051
2019 13,563 7,923 5,966 4,889 7,060
2020 15,545 7,651 3,634 6,640 4,705
6м2021 8,943 5,700 4,304 1,397 7,734

Сравнение с конкурентами

EV / EBITDA P / E Чистый долг / EBITDA
«Норникель» 4,72 5,93 0,67
ВСМПО-АВИСМА 14,60 31,62 1,32
Vale 2,62 4,69 −0,02
Freeport-McMoRan 7,12 18,68 0,43
Southern Copper 8,67 16,58 0,71

Аргументы за

Корзина цветных металлов. Бизнес «Норникеля» неплохо диверсифицирован благодаря добыче большого количества металлов. Это позволяет российской компании показывать более стабильные финансовые результаты в сравнении с другими конкурентами, например Freeport-McMoRan, деятельность которых заточена на производстве одного металла.

Рост производства до 2030 года. Менеджмент «Норникеля» анонсировал стратегические цели до 2030 года по своим ключевым металлам:

  • производство палладия и платины прибавит 40—50%, с 105 тонн в 2017 году до 150—160 тонн в 2030 году;
  • производство никеля увеличится на 20—30%, с 210 тысяч тонн в 2017 году до 250—270 тысяч тонн в 2030 году;
  • производство меди вырастет на 20—30%, с 398 тысяч тонн в 2017 году до 490—530 тысяч тонн в 2030 году.

Высокий уровень распределения прибыли. Руководство компании подтвердило, что в 2021 году распределит 60% EBITDA. За первое полугодие 2021 года это может привести к выплате в размере 1600 Р. Текущая дивидендная доходность за первые шесть месяцев 2021 года — 7%.

Умеренная долговая нагрузка. Она позволяет руководству «Норникеля» распределять 60% EBITDA на выплату дивидендов. На текущий момент чистый долг компании составляет 7,734 млрд долларов, а мультипликатор «чистый долг / EBITDA» равен 0,67.

Аргументы против

Риск снижения дивидендов в 2023 году. Если основному акционеру «Норникеля» удастся убедить остальных акционеров перейти на выплату от FCF, то до 2025 года это снизит дивиденды и может привести уже в 2022 году к новому акционерному конфликту с «Русалом».

Иск от Росрыболовства. Профильное федеральное агентство подало иск к дочернему предприятию «Норникеля» на сумму 58,7 млрд рублей из-за аварии на Норильской ТЭЦ-3, из-за чего в воду и грунт попало более 20 тысяч тонн дизтоплива. Если иск удовлетворят, это может уменьшить дивиденд в 2021 году на 382 Р.

Что в итоге

«Норникель» — лидер в своем секторе. Компания предлагает инвесторам двузначную дивидендную доходность, устойчивые финансовые результаты и возможность поучаствовать в освоении арктических ресурсов.

При этом у компании есть и риски. Помимо тех, что были озвучены в аргументах против, сюда еще можно отнести ряд происшествий в 2020—2021 годах на фоне износа старой инфраструктуры, проблемы с ESG, ведь Норильск считается самым грязным городом в мире по части выбросов в атмосферу — 1,9 млн тонн, и разные взгляды акционеров на дальнейшее развитие «Норникеля».

Пролистать наверх