Obzor lenty produktovyj retejler s bolshimi ambicijami e3b396a обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

Review of "Lenta": a grocery retailer with big ambitions

Обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

"Ribbon" (MCX, LSE: LNTA) - grocery retail network, the largest hypermarket operator in Russia with a constantly growing market share. The company was founded in 1993 year in St. Petersburg.

About company

By the end 1 quarter 2021 the network included 254 hypermarket in 89 cities of the country and 140 supermarkets in Moscow, St. Petersburg, Siberia, Central region and the Urals. The company is gradually increasing the number of both hypermarkets, and supermarkets, she owns approximately three quarters of the total retail space. The company also has 13 distribution centers and own logistics infrastructure.

Revenue is well diversified by regions of presence - only St. Petersburg and the Leningrad Region share a little more 20%.

Lenta has an extensive loyalty program: about 16 million participants, 97% purchases are purchases using loyalty cards, which helps the company understand the needs of its customers, use big data technologies for analytics and the formation of personal offers.

The company is also quite actively developing its own brands. (STM). it 13 food and non-food brands in all price categories: "365 days", Sweet Tree, Little Times, Home Club and others. Based on the results of 2020 the share of private labels in retail sales reached 14,7%.

Like other companies, "Lenta" began to actively develop online sales with the possibility of self-pickup or delivery by its own express delivery service "Lentochka" or partner services.

Revenue of the largest food retailers in Russia in 2020 year, billion rubles

X5 Retail Group: "Pyaterochka", "Crossroads", "Carousel", "Chizhik"1973
"Magnet"1510
"DKBR Mega Retail Group Limited": "Dixie", "Bristol", "Red and White", "Victoria", Megamart, "First thing"950
"Ribbon"438
Auchan retail Russia255
Metro Cash & Carry204
"Traffic light"189
Okay Group: "OK", "Yes!»173

X5

Share of the company in the hypermarket market by years

201618,7%
201721,9%
201824,5%
201925,0%
202028,0%

 

Number of company stores by type by year

HypermarketsSupermarkets
201723197
2018244135
2019249131
2020254139
2021254140

 

Share of the company's revenue by region for 1 neighborhood 2021 of the year

Saint Petersburg and Leningrad region21,5%
Siberia18,0%
Volga region13,0%
Moscow and Moscow region12,3%
South Region11,9%
Ural10,0%
central region7,6%
Northwest region5,7%

Change of ownership and its consequences

IN 2019 year, a very important event happened for the company: its controlling shareholder was replaced. It was the "Severgroup" of the richest Russian Alexei Mordashov, whose assets include significant stakes in the metallurgical company Severstal, travel company TUI, Platypus and many other companies.

Naturally, under the new owner, the company has undergone many changes. The composition of the board of directors and the management board has changed significantly: now there are many people with experience in Severgroup and Severstal. The general director was replaced - it was Vladimir Sorokin, previously worked as deputy head of Magnit, and even earlier, he led the Perekrestok network.

Company registration changed from British Virgin Islands to Cyprus, then re-domiciled to Oktyabrsky Island in the Kaliningrad Region, which will entail delisting from the Moscow Exchange of the company's depositary receipts in favor of its shares. This is a technical procedure, which should not cause concern among investors, especially since the company's depositary receipts will continue to be traded on the London Stock Exchange.

The company has published a new strategy with ambitious revenue growth plans in 2 times - up to a trillion rubles - to 2025 year. It is planned to achieve it through the active development of stores in the “near the house” format., purchases of competitors and development of online directions. "Lenta" indicates examples of many European countries, where the grocery retail market is quite consolidated: the share of the five largest players exceeds 50%, and that and 70% market. In Russia, according to the results 2020 year this figure was only 30%. The company predicts this share will grow to 40% to 2025 year and plans to actively participate in this.

In January 2021 of the year "Lenta" launched test discounter stores under the brand "365+". The company also actively began to conclude deals M&A: hypermarket "Karusel" in the Moscow region, the Semya chain in the Perm Territory and Billa in the Moscow region. Also "Lenta" has combined some business functions, in particular procurement, with a sister business - "Platypus".

Share capital structure of the company

"Severgrupp"77,99%
Quasi-treasury shares0,93%
Directors and management0,04%
Free float21,04%

«

Financial performance

Lenta's revenue is growing steadily, what can not be said about net profit: she is quite volatile, and in 2019 year the company even slipped into losses. At the same time, net debt in recent years has been kept in approximately the same range.

The revenue structure shows very clearly, that Lenta's core business is hypermarkets: they account for 90% proceeds.

Financial performance of the company, billion rubles

RevenueNet profitNet debt
2017365,213,392,8
2018413,611,893,3
2019417,5−2,877,1
2020445,516,591,6
2021218,15,193,7

 

Revenue by business segment for 1 neighborhood 2021 of the year

Hypermarkets90%
Supermarkets9%
Wholesale1%

Hypermarkets
90%

Supermarkets
9%

Wholesale
1%

Why stocks can go up

Growing company. Lenta's business has grown gradually in recent years, and now the company plans to grow much more intensively. If it all works out, then its revenue will double in the next few years, what will be the fundamental driver for the growth of stock quotes.

Defense sector. Grocery retail is a traditionally defensive sector, since he trades in essential goods. That is why its representatives are obvious candidates for inclusion in the conservative parts of investor portfolios.. Now the demand for security papers may increase even more.: due to increased inflation, the growth of interest rates in Russia has already begun, it can start in the West too, and this, in turn, could provoke a correction in the stock markets.

maybe, due to these expectations, investors will be more willing to invest in companies from defense sectors.

Improper multipliers. Lenta has good multipliers in dynamics, and in comparison with competitors: Yes, it is somewhat less efficient and more leveraged, than bigger competitors, but it is also estimated by the market much cheaper, as seen from its P / E.

Possible start of dividend payments. The company plans to 2021 to approve the dividend policy, and with 2022 year to start payments. Dividends are especially popular in Russia, so their appearance could make Lenta much more attractive to investors.

Why stocks might fall

Sector specifics. Grocery retail is not a fast growing sector, it is very tied to the level of income of the population, and he recently, Unfortunately, falls. At the same time, the sector is extremely competitive: there is a huge number of both traditional players on the market, and actually IT companies, engaged in the digitalization of this area: Ozone, Wildberries, Yandex. And the higher the competition, the more costs and less profit.

Amid falling incomes and rising inflation, the government is trying to regulate food prices, which is hardly profitable for retailers: in December 2020 signed a number of regulations to stabilize food prices, in July 2021 discussions began on reducing the mark-ups on essential goods, and Lenta's competitor Magnit, as part of the approval of the Dixy consolidation deal, was ordered to make a zero mark-up on several basic food products for a whole year.

Hypermarkets problems. In the review of "Okey" we have already talked in detail about, that hypermarkets are a somewhat fading retail format in Russia, Nowadays, convenience stores and discounters are becoming more and more popular. At the same time, hypermarkets are the backbone of Lenta's business., so the company kind of swims against the tide. And although she rather succeeds, it is not easy.

Lack of dividends. The company plans to start paying dividends, but so far she has not paid them even once in her entire public history, what distinguishes it not for the better from public competitors in the sector.

Potential Growth Problems. The company plans to actively grow - both by opening new stores and developing the online segment, and buying up competitors. But all this requires money - and a lot. And the options, where to get them, limited quantity. Most likely, the company will increase the debt - and it is already rather big - and then it will have to be serviced and paid off. maybe, the company will resort to an additional issue of shares, which is also not very good for shareholders, as their share in the business will erode.

Обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

Lenta's multipliers by year

P / EROENet debt / EBITDA
201712,318,5%2,61
20188,8314,3%2,58
2019LesionLesion1,95
20207,0617,5%2,04
20219,0112,7%2,31

P / E

2017
12,3

2018
8,83

2019
Lesion

2020
7,06

2021
9,01

ROE

2017
18,50%

2018
14,30%

2019
Lesion

2020
17,50%

2021
12,70%

Net debt / EBITDA

2017
2,61

2018
2,58

2019
1,95

2020
2,04

2021
2,31

Multipliers of public grocery retailers for 2020 year

P / EROENet debt / EBITDA
X5 Retail Group22,429,8%0,99
"Magnet"15,818,0%0,68
"Ribbon"7,0617,5%2,04
"OK"LesionLesion1,93

P / E

X5 Retail Group
22,4

"Magnet"
15,8

"Ribbon"
7,06

"OK"
Lesion

ROE

X5 Retail Group
29,8%

"Magnet"
18,0%

"Ribbon"
17,5%

"OK"
Lesion

Net debt / EBITDA

X5 Retail Group
0,99

"Magnet"
0,68

"Ribbon"
2,04

"OK"
1,93

Eventually

Lenta is a large grocery retailer, who wants to get even bigger: significantly increase revenue, increase market share and start paying dividends. Assuming, that the company will succeed, possibly, now is a good moment, to become its shareholder. But don't forget, that along the way, Lenta will face high competition, high cash costs and not the best conditions in the retail sector in general and in the hypermarket subsector in particular.

Scroll up

Obzor lenty produktovyj retejler s bolshimi ambicijami e3b396a обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

Обзор «Ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

Обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

«Лента» (MCX, LSE: LNTA) — продуктовая розничная сеть, крупнейший оператор гипермаркетов в России с постоянно растущей долей на этом рынке. Компанию основали в 1993 году в Санкт-Петербурге.

О компании

К концу 1 квартала 2021 года сеть включала в себя 254 гипермаркета в 89 городах страны и 140 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Центральном регионе и на Урале. Компания понемногу наращивает количество как гипермаркетов, так и супермаркетов, примерно три четверти общей площади торговых помещений находится у нее в собственности. Также у компании есть 13 распределительных центров и собственная логистическая инфраструктура.

Выручка неплохо диверсифицирована по регионам присутствия — только у Санкт-Петербурга и Ленинградской области доля немногим более 20%.

У «Ленты» обширная программа лояльности: около 16 млн участников, 97% покупок — это покупки с использованием карт лояльности, что помогает компании понимать потребности своих клиентов, использовать технологии больших данных для аналитики и формирования персональных предложений.

Еще компания довольно активно развивает собственные торговые марки (СТМ). Это 13 продовольственных и непродовольственных брендов во всех ценовых категориях: «365 дней», Dolce Albero, Little Times, Home Club и другие. По итогам 2020 года доля СТМ в розничных продажах достигла 14,7%.

Как и другие компании, «Лента» стала активно развивать онлайн-продажи с возможностью самовывоза или доставки собственной службой экспресс-доставки «Ленточка» или службами партнеров.

Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2020 году, млрд рублей

X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик»1973
«Магнит»1510
«ДКБР Мега ритейл групп лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом»950
«Лента»438
«Ашан ритейл Россия»255
Metro Cash & Carry204
«Светофор»189
ГК «Окей»: «Окей», «Да!»173

X5

Доля компании на рынке гипермаркетов по годам

201618,7%
201721,9%
201824,5%
201925,0%
202028,0%

 

Количество магазинов компании по типам по годам

ГипермаркетыСупермаркеты
201723197
2018244135
2019249131
2020254139
2021254140

 

Доля выручки компании по регионам за 1 квартал 2021 года

Санкт-Петербург и Ленинградская область21,5%
Сибирь18,0%
Поволжье13,0%
Москва и Московская область12,3%
Южный регион11,9%
Урал10,0%
Центральный регион7,6%
Северо-Западный регион5,7%

Смена владельца и ее последствия

В 2019 году произошло очень важное событие для компании: сменился ее контролирующий акционер. Им стал «Севергрупп» богатейшего россиянина Алексея Мордашова, в активы которого входят значительные доли в металлурге «Северстали», туристической компании TUI, «Утконосе» и многих других компаниях.

Естественно, при новом владельце в компании произошло множество изменений. Значительно изменились составы совета директоров и правления: теперь там много людей с опытом работы в «Севергруппе» и «Северстали». Сменился генеральный директор — им стал Владимир Сорокин, до этого работавший заместителем главы «Магнита», а еще раньше руководивший сетью «Перекресток».

Изменилась регистрация компании с Британских Виргинских Островов на Кипр, затем произвели редомициляцию на остров Октябрьский в Калининградской области, которая повлечет за собой делистинг с Мосбиржи депозитарных расписок компании в пользу ее акций. Это техническая процедура, которая не должна вызывать у инвесторов беспокойства, тем более что депозитарные расписки компании продолжат торговаться на Лондонской фондовой бирже.

Компания опубликовала новую стратегию с амбициозными планами роста выручки в 2 раза — до триллиона рублей — к 2025 году. Достичь ее планируется за счет активного развития магазинов формата «у дома», покупки конкурентов и развития онлайн-направления. «Лента» указывает примеры многих европейских стран, где рынок продуктового ретейла достаточно консолидирован: доля пяти крупнейших игроков превышает 50%, а то и 70% рынка. В России же по итогам 2020 года этот показатель составлял всего лишь 30%. Компания прогнозирует рост этой доли до 40% к 2025 году и планирует в этом активно поучаствовать.

В январе 2021 года «Лента» запустила тестовые магазины-дискаунтеры под брендом «365+». Еще компания активно начала заключать сделки M&A: гипермаркет «Карусель» в Московской области, сеть «Семья» в Пермском крае и Billa в Московском регионе. Также «Лента» объединила некоторые бизнес-функции, в частности закупки, с сестринским бизнесом — «Утконосом».

Структура акционерного капитала компании

«Севергрупп»77,99%
Квазиказначейские акции0,93%
Директора и менеджмент0,04%
Free float21,04%

«

Финансовые показатели

Выручка «Ленты» стабильно растет, чего не скажешь о чистой прибыли: она довольно волатильна, а в 2019 году компания даже скатывалась в убытки. При этом чистый долг в последние годы удерживается примерно в одном диапазоне.

Структура выручки очень ясно показывает, что основной бизнес «Ленты» — это гипермаркеты: на них приходится 90% выручки.

Финансовые показатели компании, млрд рублей

ВыручкаЧистая прибыльЧистый долг
2017365,213,392,8
2018413,611,893,3
2019417,5−2,877,1
2020445,516,591,6
2021218,15,193,7

 

Выручка по сегментам бизнеса за 1 квартал 2021 года

Гипермаркеты90%
Супермаркеты9%
Оптовые продажи1%

Гипермаркеты
90%

Супермаркеты
9%

Оптовые продажи
1%

Почему акции могут вырасти

Растущая компания. Бизнес «Ленты» рос постепенно в последние годы, а теперь компания планирует расти значительно интенсивнее. Если все получится, то ее выручка вырастет в два раза за несколько ближайших лет, что будет фундаментальным драйвером для роста котировок акций.

Защитный сектор. Продуктовый ретейл — традиционно защитный сектор, так как торгует товарами первой необходимости. Именно поэтому его представители — очевидные кандидаты на включение в консервативные части портфелей инвесторов. Сейчас же спрос на защитные бумаги может еще усилиться: из-за возросшей инфляции рост процентных ставок в России уже начался, он может начаться и на Западе, а это, в свою очередь, может спровоцировать коррекцию на фондовых рынках.

Возможно, из-за этих ожиданий инвесторы будут охотнее вкладываться в компании из защитных секторов.

Неплохие мультипликаторы. У «Ленты» неплохие мультипликаторы как в динамике, так и в сравнении с конкурентами: да, она несколько менее эффективна и более закредитована, чем более крупные конкуренты, но и оценивается рынком значительно дешевле, что видно по ее P / E.

Возможное начало выплаты дивидендов. Компания планирует в 2021 году утвердить дивидендную политику, а с 2022 года начать выплаты. В России особенно любят дивиденды, так что их появление может сделать «Ленту» значительно более привлекательной для инвесторов.

Почему акции могут упасть

Специфика сектора. Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению, падает. При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, «Яндекс». А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.

На фоне падающих доходов населения и растущей инфляции правительство пытается регулировать цены на продукты, что вряд ли выгодно ретейлерам: в декабре 2020 года подписали ряд постановлений для стабилизации цен на продукты, в июле 2021 начались дискуссии о снижении наценок на товары первой необходимости, а конкуренту «Ленты» «Магниту» в рамках одобрения сделки по консолидации «Дикси» предписали целый год делать нулевую наценку на несколько основных продуктов питания.

Проблемы гипермаркетов. В обзоре «Окея» мы уже подробно говорили о том, что гипермаркеты — это несколько увядающий формат ретейла в России, сейчас все популярнее магазины «у дома» и дискаунтеры. При этом гипермаркеты — это основа бизнеса «Ленты», так что компания в некотором роде плывет против течения. И хотя у нее это скорее получается, дается это непросто.

Отсутствие дивидендов. Компания планирует начать платить дивиденды, но пока она их не платила ни разу за всю свою публичную историю, что отличает ее не в лучшую сторону от публичных конкурентов по сектору.

Потенциальные проблемы роста. Компания планирует активно расти — как открывая новые магазины и развивая онлайн-сегмент, так и скупая конкурентов. Но на все это нужны деньги — и много. А вариантов, где их взять, ограниченное количество. Скорее всего, компания будет увеличивать долг — а он и так немаленький — и потом его придется обслуживать и выплачивать. Возможно, компания прибегнет к допэмиссии акций, что тоже не очень хорошо для акционеров, так как их доля в бизнесе размоется.

Обзор «ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями

Мультипликаторы «Ленты» по годам

P / EROENet debt / EBITDA
201712,318,5%2,61
20188,8314,3%2,58
2019УбытокУбыток1,95
20207,0617,5%2,04
20219,0112,7%2,31

P / E

2017
12,3

2018
8,83

2019
Убыток

2020
7,06

2021
9,01

ROE

2017
18,50%

2018
14,30%

2019
Убыток

2020
17,50%

2021
12,70%

Net debt / EBITDA

2017
2,61

2018
2,58

2019
1,95

2020
2,04

2021
2,31

Мультипликаторы публичных продуктовых ретейлеров за 2020 год

P / EROENet debt / EBITDA
X5 Retail Group22,429,8%0,99
«Магнит»15,818,0%0,68
«Лента»7,0617,5%2,04
«Окей»УбытокУбыток1,93

P / E

X5 Retail Group
22,4

«Магнит»
15,8

«Лента»
7,06

«Окей»
Убыток

ROE

X5 Retail Group
29,8%

«Магнит»
18,0%

«Лента»
17,5%

«Окей»
Убыток

Net debt / EBITDA

X5 Retail Group
0,99

«Магнит»
0,68

«Лента»
2,04

«Окей»
1,93

В итоге

«Лента» — крупный продуктовый ретейлер, который хочет стать еще крупнее: значительно увеличить выручку, нарастить долю рынка и начать платить дивиденды. Если предполагать, что компании это удастся, возможно, сейчас неплохой момент, чтобы стать ее акционером. Но не стоит забывать, что на этом пути «Ленту» ожидают высокая конкуренция, большие денежные затраты и не лучшая конъюнктура в секторе ретейла вообще и в подсекторе гипермаркетов в частности.

Пролистать наверх