Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, "Magnet", Fix Price, "Tape" and "Okay

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

X5 Group

X5 Group (MOEX: FIVE) — Russian grocery retailer, which is actively developing stores near the Pyaterochka house, Supermarkets "Crossroads", hypermarkets "Karusel", discounters "Chizhik", online hypermarket "Perekrestok Vprok", 5Post delivery service, express delivery of groceries from stores and a ready-made meal service “A lot of salmon”.

X5 Group в 1 half of 2022 showed strong results: total revenue increased by 18,8% — up to 1.25 trillion rubles due to the growth of digital businesses by 59% and confident sales of Pyaterochka, and also due to the growth of the average check by 9.2% across the entire group against the backdrop of accelerating inflation in Russia.

The main segment of X5 Group — Pyaterochka — increased by 19,5% due to the growth of the average check, which added 9,8%, and network expansion: in the first half of the year, the company opened 586 new stores, on 27 more, than last year.

The digital business has grown by 59% — up to 33.5 billion rubles — amid strong demand for express delivery services for groceries from Pyaterochka and Perekrestok, which grew by 70% year on year. But the results of the Perekrestok Vprok online hypermarket added significantly less - only 36% due to the reduction in real incomes of the population.

As for the current growth drivers of X5 Group, then all of them are connected with the further development of digital businesses and the Chizhik discounter, which in the medium term should grow at a faster pace against the backdrop of the transformation of the Russian food market.

Shareholders of the company will have to put up with the lack of dividends for some time due to the blocking of the European financial infrastructure for coupon and dividend money transfers.. X5 Group is registered in the Netherlands, so now payments are not possible due to technical reasons.

X5 Group results, billion rubles

6м20216m2022The change
Offline sales10301210+18%
Online sales2133,5+59%
General Sales10501250+18,8%
LFL sales3,1%11,7%+8,6 P. P.
Total average check434 R474 R+9,2%
Total number of stores18 32419 779+8%

"Magnet"

"Magnet" (MOEX: MGNT) — the second largest Russian grocery retailer in terms of market share, which develops a network of convenience stores, self-service stores, supermarkets and pharmacies. In mid-2021, the company acquired 2,612 Dixy stores and almost caught up with the sector leader.

IN 1 in the first six months of 2022, Magnit managed to overtake its main competitor X5 Group in terms of growth rates: total revenue increased by 39%, up to 960 billion rubles, and excluding Dixy stores - by 19,8%. The main reason is the growth of the average check per 14,1% - against 9,2% in H5 Group.

  Who are these brokers and how do they work?

Almost all key trends of the two leading players in the Russian food market are similar. The main segment of Magnit — convenience stores — also showed outperforming dynamics and grew by 20.9% due to an increase in the average check. During the reporting period, the company opened 750 new stores and closed 96 old Dixy stores.

The main difference between Magnit and X5 Group is the three-digit growth of the online segment, whose turnover in the first half of 2022 increased by 718% against 59% in H5 Group. The discrepancy is explained by, that Magnit entered online commerce at the end of 2020, and X5 Group at that time was already the market leader.

In 2022, Magnit may return to dividend payments, because the retailer closed its GDR program: 20 In May, the company's management sent J. P. Morgan Chase a notice of termination of the depositary agreement and announced its withdrawal from foreign stock exchanges. Now nothing prevents Magnit from paying net profit on ordinary shares, which are traded on the Moscow Exchange.

Magnit results, billion rubles

6м20216m2022The change
total revenues8001110+39%
Online sales turnover2,316,5+718%
LFL sales4,7%13,1%+8,4 P. P.
Total average check342 R390 R+14,1%
Total number of stores22 34426 731+19,6%

Fix Price

Fix Price (MOEX: FIXP) is an international retailer for the whole family with a wide range of household goods at low fixed prices. The company's network consists of more than 5250 stores in Russia, Belarus, Georgia, Kazakhstan, Kyrgyzstan, Latvia and Uzbekistan.

IN 1 H1 2022 Fix Price presented good results: the retailer's total revenue increased by 24,2% — up to 131.8 billion rubles — thanks to the expansion of the store network and the growth of the average check, which added 16,5% year on year on the back of strong consumer demand.

The total number of Fix Price stores increased by 363, which is fully in line with previous management forecasts: the company intends to open 750 new stores in 2022. EBITDA margin in the reporting period amounted to 19,2%. With revenue of 131.8 billion rubles, we get EBITDA, equal to 25.3 billion rubles, — against 15 billion rubles in the first half of 2021.

The main growth driver of Fix Price should be considered a long-term business plan of management, according to which the retailer intends to open at least 15 500 stores in Russia and the CIS, and from 2023, the growth dynamics of the network should increase from 750 to 800 new stores per year.

  Why Not All IPOs Are Equally Profitable? The most successful and failed placements of shares on the stock exchange

Regarding the dividend issue, then the company has an identical situation with X5 Group: management is unable to pay out net income on GDRs, as the payment will be blocked by European regulators. Fix Price has a permanent registration in the Republic of Cyprus.

Fix Price Results, billion rubles

6м20216m2022The change
total revenues106,1131,7+24,2%
EBITDA margin14,1%19,2%+5,1 P. P.
EBITDA14,9825,3+68,8%
LFL sales11,9%13,5%1,6 P. P.
Total number of stores45855267+14,8%

"Ribbon"

"Ribbon" (MOEX: LENT) - grocery chain, which operates hypermarkets, supermarkets and convenience stores under the Mini-Lenta brand, and also develops online sales. At the beginning of 2022, the company acquired the Utkonos online retailer.

Tape in 1 half of 2022 showed mixed performance: On the one side, revenue increased by 20,3% — up to RUB 262 billion — through mergers, acquisitions of other small companies and development of small formats, On the other hand, EBITDA and net income decreased by 12 and 37%, respectively, due to increased operating costs.

"Lenta" opened 62 new and closed 10 old shops. However, the retailer's network almost doubled year-on-year, mainly due to acquisitions by other retailers - in 3 quarter of 2021, Lenta bought out regional competitors: Semya group of companies and Billa Rossiya supermarket chain.

The company has two main growth drivers. The first is the development strategy, within which the retailer plans to double its revenue by 2025 and reach the mark of a trillion rubles. The second is a new dividend policy, under which the company intends to pay all free cash flow in the medium term. But for the 2022 dividend, probably, will not, according to management forecasts.

Lenta results, billion rubles

6м20216m2022The change
Revenue218262+20,3%
EBITDA margin8%5,9%-2.1 p. P.
EBITDA1715−11,8%
Net profit5,363,35−37,4%
LFL sales−0,7%5,2%+5,9 P. P.
Total number of stores406809+99,3%

"OK"

"OK" (MOEX: OKEY) - retail network, which specializes in the food trade. The company works with three formats: hypermarkets "OK", discounters "Yes!» and an online store with delivery.

"OK" in 1 half of 2022 presented good results, increasing your revenue by 10,4% — up to 96.8 billion rubles — thanks to the impressive performance of the Da!», whose sales increased by 63%. The main segment of hypermarkets performed much worse, its results decreased by 1% year-on-year due to a strong drop in the number of buyers.

  Jeff Bezos Amazon CEO divorces his wife Mackenzie after 25 years of marriage

Based on current results, the company successfully continues its transformation, within which management wants to rebuild its business through the development of discounters — in the reporting period, management opened 13 new stores: 12 discounters "Yes!"and hypermarket" Okay ".

With regard to dividends, the company recently announced a payment for 1 half year 2022 in the amount 0,03159 € per share. Current dividend yield - 6,6%. The register for this payment is already closed, so new investors can't get it.

Results of the network "Okay", billion rubles

6м20216m2022The change
Hypermarkets "OK"72,06171,3−1,1%
Discounters "Yes!»15,6325,51+63,2%
total revenues87,6996,81+10,4%
LFL sales0,5%4,8%+4,3 P. P.
Total number of stores199243+22%

What's the bottom line?

All representatives of retail are interesting in their own way:

  1. "Magnet" is the safest option, as the company may return to dividend payments this year. The negative side is the fact, that the value of shares practically did not fall on the Moscow Exchange.
  2. X5 Group is the most balanced option with good growth potential, but no dividend. The retailer not only leads the Russian offline market, but also among the top 3 leading players in the online grocery industry.
  3. Fix Price is the fastest growing business, which for a while, as well as X5 Group, will not be able to pay dividends. The retailer's current growth rate is 25-30% versus 10-20% for other companies.
  4. Lenta is an inexpensive business with an ambitious business plan. The retailer intends to increase its revenue from 483 billion rubles to a trillion by 2025. In this case, the average annual growth rate will be 20%.
  5. Okay is the cheapest asset in the sector, which is in the process of transformation due to the opening of new discounters.

Retailer results in 1 half of 2022

Revenue dynamicsLFL salesNetwork GrowthDividend restrictions
"Magnet"39%13,1%+654 the storeNot
Fix Price24,2%13,5%+363 the storeYes, sanctions
"Ribbon"20,3%5,2%+52 the storeNot, but payments in 2022 are not planned
Х5 Group18,8%11,7%+658 storesYes, sanctions
"OK"10,4%4,8%+13 storesYes, sanctions, but the company announced them anyway

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

GDR X5 RetailGroupFIVE1326.50 RKbuy

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

MagnetMGNT4935,50 RKbuy

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

Fix Price GroupFIXP329,60 RKbuy

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

TapeLENT770,50 RKbuy

Grocery retail in 2022 year: overview of the Russian market and analysis of the leading players X5 Group, «Magnet», Fix Price, «ribbon» And «Okay

O'Key Group SAOKEY30.78 RKBuyService in partnership with Tinkoff Investments. Quotes are updated every 15 minutes

News, which concern investors, - in our telegram channel. Subscribe, to keep abreast of what's happening: @investnique.

Scroll to Top

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

X5 Group

X5 Group (MOEX: FIVE) — российский продуктовый ретейлер, который активно развивает магазины у дома «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель», дискаунтеры «Чижик», онлайн-гипермаркет «Перекресток Впрок», службу доставки 5Post, экспресс-доставку продуктов из магазинов и сервис готовой еды «Много лосося».

X5 Group в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала сильные результаты: общая выручка увеличилась на 18,8% — до 1,25 трлн рублей — благодаря росту цифровых бизнесов на 59% и уверенным продажам «Пятерочки», а также ввиду роста среднего чека на 9,2% по всей группе на фоне ускорения инфляции в России.

Основной сегмент X5 Group — «Пятерочка» — в отчетный период увеличился на 19,5% за счет роста среднего чека, который прибавил 9,8%, и расширения сети: в первом полугодии компания открыла 586 новых магазинов, на 27 больше, чем в прошлом году.

Цифровой бизнес вырос на 59% — до 33,5 млрд рублей — на фоне сильного спроса на услуги экспресс-доставки продуктов из «Пятерочки» и «Перекрестка», который вырос на 70% год к году. А вот результаты онлайн-гипермаркета «Перекресток Впрок» прибавили значительно меньше — всего 36% — ввиду сокращения реальных доходов населения.

Что касается текущих драйверов роста X5 Group, то все они связаны с дальнейшим развитием цифровых бизнесов и дискаунтера «Чижик», которые в среднесрочной перспективе должны расти опережающими темпами на фоне трансформации российского продуктового рынка.

Акционерам компании на некоторое время придется смириться с отсутствием дивидендов из-за блокировки европейской финансовой инфраструктуры для купонных и дивидендных денежных переводов. Х5 Group зарегистрирована в Нидерландах, поэтому сейчас выплаты невозможны по техническим причинам.

Результаты Х5 Group, млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Офлайн-продажи10301210+18%
Онлайн-продажи2133,5+59%
Общие продажи10501250+18,8%
LFL-продажи3,1%11,7%+8,6 п. п.
Общий средний чек434 Р474 Р+9,2%
Общее количество магазинов18 32419 779+8%

«Магнит»

«Магнит» (MOEX: MGNT) — второй по доле рынка российский продуктовый ретейлер, который развивает сеть магазинов у дома, магазины самообслуживания, супермаркеты и аптеки. В середине 2021 года компания приобрела 2612 магазинов сети «Дикси» и почти догнала лидера сектора.

В 1 полугодии 2022 года «Магниту» удалось обогнать главного конкурента в лице Х5 Group по темпам роста: общая выручка увеличилась на 39%, до 960 млрд рублей, а без учета магазинов «Дикси» — на 19,8%. Основная причина — рост среднего чека на 14,1% — против 9,2% у Х5 Group.

  Московская биржа и «СПб-биржа» подвели итоги торгов за июль

Практически все ключевые тенденции двух ведущих игроков российского продуктового рынка схожи. Основной сегмент «Магнита» — магазины у дома — также показал опережающую динамику и вырос на 20,9% благодаря росту среднего чека. В отчетный период компания открыла 750 новых магазинов и закрыла 96 старых магазинов сети «Дикси».

Главное отличие «Магнита» от Х5 Group — трехзначный рост онлайн-сегмента, оборот которого в первом полугодии 2022 года увеличился на 718% против 59% у Х5 Group. Нестыковка объясняется тем, что «Магнит» вышел в онлайн-коммерцию в конце 2020 года, а Х5 Group в это время уже была лидером рынка.

В 2022 году «Магнит» может вернуться к дивидендным выплатам, поскольку ретейлер закрыл свою программу GDR: 20 мая менеджмент компании отправил J. P. Morgan Chase уведомление о расторжении депозитарного соглашения и объявил об уходе с зарубежных фондовых площадок. Теперь «Магниту» ничего не мешает выплатить чистую прибыль на обыкновенные акции, которые торгуются на Мосбирже.

Результаты «Магнита», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Общая выручка8001110+39%
Оборот онлайн-продаж2,316,5+718%
LFL-продажи4,7%13,1%+8,4 п. п.
Общий средний чек342 Р390 Р+14,1%
Общее количество магазинов22 34426 731+19,6%

Fix Price

Fix Price (MOEX: FIXP) — международный ретейлер для всей семьи с большим ассортиментом товаров для дома по низким фиксированным ценам. Сеть компании состоит из более чем 5250 магазинов в России, Беларуси, Грузии, Казахстане, Киргизии, Латвии и Узбекистане.

В 1 полугодии 2022 года Fix Price представила неплохие результаты: общая выручка ретейлера увеличилась на 24,2% — до 131,8 млрд рублей — благодаря расширению сети магазинов и росту среднего чека, который прибавил 16,5% год к году на фоне высокого потребительского спроса.

Общее количество магазинов Fix Price увеличилось на 363, что полностью соответствует прошлому прогнозу менеджмента: за 2022 год компания намерена открыть 750 новых магазинов. Рентабельность по EBITDA в отчетный период составила 19,2%. При выручке в 131,8 млрд рублей получаем показатель EBITDA, равный 25,3 млрд рублей, — против 15 млрд рублей в первом полугодии 2021 года.

Основным драйвером роста Fix Price стоит считать долгосрочный бизнес-план менеджмента, согласно которому ретейлер намерен открыть не менее 15 500 магазинов в России и СНГ, а с 2023 года динамика роста сети должна увеличиться с 750 до 800 новых магазинов в год.

  Что такое free-float или акции в свободном обращении

Что касается дивидендного вопроса, то у компании идентичная с Х5 Group ситуация: менеджмент не может выплатить чистую прибыль на GDR, так как выплата будет заблокирована европейскими регуляторами. У Fix Price постоянная регистрация в Республике Кипр.

Результаты Fix Price, млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Общая выручка106,1131,7+24,2%
Рентабельность по EBITDA14,1%19,2%+5,1 п. п.
EBITDA14,9825,3+68,8%
LFL-продажи11,9%13,5%1,6 п. п.
Общее количество магазинов45855267+14,8%

«Лента»

«Лента» (MOEX: LENT) — продуктовая сеть, которая управляет гипермаркетами, супермаркетами и магазинами у дома под брендом «Мини-лента», а также развивает онлайн-продажи. В начале 2022 года компания приобрела онлайн-ретейлера «Утконос».

Лента в 1 полугодии 2022 года продемонстрировала неоднозначные показатели: с одной стороны, выручка увеличилась на 20,3% — до 262 млрд рублей — за счет слияний, покупок других мелких компаний и развития малых форматов, с другой стороны, EBITDA и чистая прибыль уменьшились на 12 и 37% соответственно из-за роста операционных расходов.

«Лента» открыла 62 новых и закрыла 10 старых магазинов. Тем не менее сеть ретейлера год к году практически удвоилась главным образом благодаря покупкам других ретейлеров — в 3 квартале 2021 года «Лента» выкупила региональных конкурентов: группу компаний «Семья» и сеть супермаркетов «Билла Россия».

У компании два основных драйвера роста. Первый — стратегия развития, в рамках которой ретейлер планирует удвоить свою выручку к 2025 году и достигнуть отметки в триллион рублей. Второй — новая дивидендная политика, по которой компания намерена выплачивать весь свободный денежный поток в среднесрочной перспективе. Но за 2022 год дивидендов, скорее всего, не будет, если верить прогнозам менеджмента.

Результаты «Ленты», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Выручка218262+20,3%
Рентабельность по EBITDA8%5,9%−2,1 п. п.
EBITDA1715−11,8%
Чистая прибыль5,363,35−37,4%
LFL-продажи−0,7%5,2%+5,9 п. п.
Общее количество магазинов406809+99,3%

«Окей»

«Окей» (MOEX: OKEY) — розничная сеть, которая специализируется на торговле продуктами питания. Компания работает с тремя форматами: гипермаркетами «Окей», дискаунтерами «Да!» и интернет-магазином с доставкой.

«Окей» в 1 полугодии 2022 года представил неплохие результаты, увеличив свою выручку на 10,4% — до 96,8 млрд рублей — благодаря впечатляющим показателям дискаунтера «Да!», продажи которого выросли на 63%. Основной сегмент гипермаркетов отработал намного хуже, его результаты год к году снизились на 1% на фоне сильного падения количества покупателей.

  Новости фондового рынка США – NYSE, NASDAQ на 14.06.2017

Судя по текущим результатам, компания успешно продолжает свою трансформацию, в рамках которой менеджмент хочет перестроить свой бизнес с помощью развития дискаунтеров — в отчетный период менеджмент открыл 13 новых магазинов: 12 дискаунтеров «Да!» и гипермаркет «Окей».

Что касается дивидендов, то недавно компания объявила о выплате за 1 полугодие 2022 года в размере 0,03159 € на акцию. Текущая дивидендная доходность — 6,6%. Реестр под данную выплату уже закрыт, поэтому новым инвесторам ее не получить.

Результаты сети «Окей», млрд рублей

6м20216м2022Изменение
Гипермаркеты «Окей»72,06171,3−1,1%
Дискаунтеры «Да!»15,6325,51+63,2%
Общая выручка87,6996,81+10,4%
LFL-продажи0,5%4,8%+4,3 п. п.
Общее количество магазинов199243+22%

Что в итоге

Все представители ретейла по-своему интересны:

  1. «Магнит» — самый безопасный вариант, поскольку компания уже в этом году может вернуться к дивидендным выплатам. Негативной стороной будет тот факт, что стоимость акций практически не упала на Московской бирже.
  2. Х5 Group — самый сбалансированный вариант с неплохим потенциалом роста, но без дивидендов. Ретейлер не только лидирует на российском офлайн-рынке, но и входит в топ-3 ведущих игроков продуктовой онлайн-индустрии.
  3. Fix Price — самый быстрорастущий бизнес, который некоторое время, как и Х5 Group, не сможет выплачивать дивиденды. Текущие темпы роста ретейлера — 25—30 против 10—20% у прочих компаний.
  4. «Лента» — недорогой бизнес с амбициозным бизнес-планом. Ретейлер намерен до 2025 года увеличить свою выручку с 483 млрд рублей до триллиона. Среднегодовой темп роста в этом случае составит 20%.
  5. «Окей» — самый дешевый актив в секторе, который находится в процессе трансформации за счет открытия новых дискаунтеров.

Результаты ретейлеров в 1 полугодии 2022 года

Динамика выручкиLFL-продажиПрирост сетиОграничения по дивидендам
«Магнит»39%13,1%+654 магазинаНет
Fix Price24,2%13,5%+363 магазинаДа, санкции
«Лента»20,3%5,2%+52 магазинаНет, но выплаты в 2022 году не запланированы
Х5 Group18,8%11,7%+658 магазиновДа, санкции
«Окей»10,4%4,8%+13 магазиновДа, санкции, но компания все равно их объявила

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

ГДР X5 RetailGroupFIVE1326,50 РКупить

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

МагнитMGNT4935,50 РКупить

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

Fix Price GroupFIXP329,60 РКупить

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

ЛентаLENT770,50 РКупить

Продуктовый ретейл в 2022 году: обзор российского рынка и анализ ведущих игроков X5 Group, «Магнит», Fix Price, «Лента» и «Окей

O'Key Group SAOKEY30,78 РКупитьСервис в партнерстве с Тинькофф Инвестициями. Котировки обновляются раз в 15 минут

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.

Пролистать наверх