The fall of Petropavlovsk: how the gold miner came to delisting

Падение «Петропавловска»: как золотодобытчик дошел до делистинга

The fall «Petropavlovsk»: how the gold miner came to delisting

Petropavlovsk (MCX: POGR, LSE: POG) - British holding, owning a large gold miner with assets in the Amur Region, «Petropavlovsky». The company's depositary receipts have been traded on the London Stock Exchange since 2002., and with 2020 — at Moscow.

What's happened

"Petropavlovsk" quite cheerfully began trading on the Moscow Exchange: the start of trading was given 25 June 2020, price per depositary receipt was about 27 R, in a month it exceeded 40 R, and the trading volume on some days exceeded 3 billion rubles. Since mid-September, the company's depository receipts have been included in the Moscow Exchange index.

In the spring of 2022, disturbing news about the company began to appear: Previously, Petropavlovsk, under the terms of the loan and credit lines, sold all the gold to its major partner and creditor Gazprombank, but due to sanctions, imposed on the bank, sales, as well as servicing loans became impossible.

As a result, in April, Gazprombank demanded early repayment of a $201 million loan and $87.1 million in debt under a credit line., and also transferred the rights under the loan to the company "UMMC-invest".

In May, Petropavlovsk recognized, that cannot pay its obligations, as well as pay a coupon on convertible bonds, despite, that Gazprombank allowed the sale of gold not to him, and to third parties.

In June, Petropavlovsk reported, that it needs additional time to prepare and publish its annual and financial statements for 2021. At the end of the month it became known, that due to the problems of the company, its securities no longer meet certain listing requirements, due to which the Moscow Exchange transferred depositary receipts of Petropavlovsk from the first level of listing to the third, so the opportunity to invest in them is gone, in particular, from pension funds. As a result, Petropavlovsk was excluded from the Moscow Exchange index.

well and 12 July became known, that the company has filed an application with the court for the appointment of external managers and that trading in its securities on foreign exchanges has been suspended. Trading in depositary receipts was also suspended by the Moscow Exchange.

At the same time, in general, Petropavlovsk had not the worst prospects. The company's shares belonged to the defensive sector. The situation in the world economy and politics is rather nervous lately: strong rise in inflation and the complexity of geopolitics. This could become a trigger for investors to buy gold and shares of gold mining companies, but it didn't happen.

Despite business challenges, the company did not give up, developing production. Besides, she planned to present a new strategy for the next three years.

We will try to briefly analyze the business of Petropavlovsk, based on his latest published accounts, and understand, could the investor have, having studied them, assess the scale of risks.

What risk factors did the company have

Business was worse, than major competitors. The fundamental basis of Petropavlovsk's business was not the most attractive: the cost of production is quite high, production volume was declining and in 2022 the company's management did not expect its growth.

  Investidea: Virtu Financial, because the markets are storming

The company has three main fields: Pioneer, Malomyr and Albyn, the average production time of which is estimated at about 16 years. At the end of 2020, the reserves of Petropavlovsk were estimated at about 7 million ounces in gold equivalent, which is much less, than the company's competitors, included in the Moscow exchange index: Polyus and Polymetal.

Besides, "Petropavlovsk" was significantly inferior to them in terms of the quality of reserves: about 60% of which belonged to refractory ores, i.e. to the ores, from which it is quite difficult and costly to extract gold. This forced the company to actively invest in this area and incur significantly higher mining costs..

"Petropavlovsk" was inferior to the largest competitors in terms of production: in 2021 it was approximately 0.45 million ounces of gold, while Polyus and Polymetal produced 2,72 and 1.68 Moz respectively. At the same time, Petropavlovsk predicted production for 2022 even lower, than a year earlier, - 0.375-0.405 million ounces.

Petropavlovsk is generally a smaller and more diversified business, than its competitors from the Moscow exchange index: it has fewer deposits and less production. And the company did not shine with animators: ROE extremely modest, debt burden is higher, than competitors, while the estimate for P / E in the first half of 2021 is not that cheap.

Also, a cruel joke with Petropavlovsk was played by the lack of diversification by buyers.

The fall «Petropavlovsk»: how the gold miner came to delisting

The fall «Petropavlovsk»: how the gold miner came to delisting

Gold reserves of some public gold miners as of 2020, Moz:

  1. "Polyus" — 104.
  2. "Polymetal" — 28.
  3. "Petropavlovsk" - 7.

Gold production by some public gold miners in 2021, Moz:

  1. "Polyus" — 2,72.
  2. "Polymetal" — 1,68.
  3. "Petropavlovsk" - 0,45.

Cash costs of some public gold miners in dollars per ounce in 2020

TCCAISC
"Pole"362604
"Polymetal"638874
"Petropavlovsk"10341312

Multipliers of "Petropavlovsk" by years

20172018201920201п2021
P / E128,0519,7Lesion14,7
ROE3,8%7,5%4,5%Lesion3,4%
Net debt / EBITDA3,442,932,031,461,9

Multiples of some public gold miners for the first half of 2021

P / EROENet debt / EBITDA
"Pole"13,962,1%0,52
"Polymetal"8,2156,7%1,05
"Petropavlovsk"14,73,39%1,9

The company showed not the best financial performance. Problems with rising costs and falling production, as well as changes in gold prices were translated into volatile financial results of Petropavlovsk and a gradually growing dynamics of net debt.

Also worth paying attention to, that the dynamics of revenue and net profit of Petropavlovsk did not always coincide, as non-monetary articles intervened: revaluation of mining assets and derivative financial instruments, with which the company hedges the price of gold and courses currency.

Revenue, net profit and net debt by year, billion rubles

20172018201920201п2021
Revenue31,434,34871,326,2
Net profit1,542,471,74−3,303,31
net debt39,533,734,73738,8
  Bundle of investment news: Evergrande, Иван Грозный и Merck

The company often changed shareholders and scandals flared up.. The founders then left it with scandals, then returned, often disputes turned into criminal cases. All this should have alerted investors..

The company was founded in 1994 by Russian Pavel Maslovsky and Briton Peter Hambro.. In the first half of the 2010s, the securities of "Petropavlovsk" began to buy "Renova" Viktor Vekselberg, which by the end of 2016 increased its share to more than 25%.

The result of this was a corporate conflict.: Renova and several shareholder funds advocated a change in the composition of the board of directors, in particular for the departure of co-founder Peter Hambro from the post of chairman of the board of directors. As a result, in the summer of 2017, at a meeting of shareholders, this happened, following from the post of head of the company, Pavel Maslovsky also left.

But literally six months after these events, Renova sold its stake in Petropavlovsk to Kazakh businessman Kenes Rakishev. Following this, in 2018, Maslovsky and Hambro returned to the company again..

But the cycle of major shareholders of Petropavlovsk did not end there.: in the summer of 2019, Kenes Rakishev sold his stake to billionaire Roman Trotsenko, who, six months later, resold it to the Yuzhuralzoloto company of billionaire Konstantin Strukov.

In 2020, approximately simultaneously with the entry on the Moscow Exchange, "Petropavlovsk" plunged into another corporate conflict: the main shareholders of the company were against the candidates proposed by the board of directors for the board of directors, including against Pavel Maslovsky. At an extraordinary meeting of the board of directors in August, the situation repeated itself., at the same time, one of the shareholders of Petropavlovsk, the Prosperity fund, called what is happening a hidden takeover of the company Yuzhuralzolotom.

As a result, Pavel Maslovsky once again left the company, and the board of directors appointed Maxim Meshcheryakov as the interim head of Petropavlovsk, who quickly hit the news, because, According to him, his 10 days were not allowed into the Moscow office of the company's subsidiary.

Eventually 27 August, he managed to enter it “accompanied by a dozen and a half people of athletic build”. The result of this was the initiation of a criminal case against Meshcheryakov.

In December 2020, Pavel Maslovsky was arrested on charges of embezzlement. The company itself at the end of 2020 has a new management: the former head of Highland Gold Denis Alexandrov was appointed to the post of head.

The company postponed the promised events. In September 2021, the head of the company, Denis Aleksandrov, announced the announcement of a dividend policy as part of a new strategy in October. But the development of the strategy was delayed: later information appeared, that it will be published in the first quarter of 2022. The strategy never saw the light of day., as well as reporting for 2021.

Problems get worse in 2022. This happened due to British sanctions against Gazprombank.. "Petropavlovsk" lost the opportunity to sell its products and pay off its obligations. Generally, it ruined the company: she urgently needed to find new buyers for her gold and money to pay off obligations, which is clearly a problem.

  What is a stock split and how to make money on it

However, it is worth bearing in mind, that many large Russian banks eventually fell under sanctions, and securities of several more companies with foreign registration are traded on the Moscow Exchange: for example, X5 Group, Globaltrans, "Mother and Child" and others. But catastrophic problems with the repayment of their obligations arose only at Petropavlovsk.

One explanation for this may be his British residence.. Although another gold miner, Polymetal, is also registered in British jurisdiction, on the island of Jersey, but at the time of writing, it is not known that he has problems of a similar magnitude. It is also worth mentioning the experience of the retailer Fix Price, which at the end of February 2022 decided to re-register from the British Virgin Islands to Cyprus.

The company is highly dependent on market conditions. In the Polyus review, we have already discussed in detail, that commodity stock prices often follow commodity prices, produced by them. Actually, the same "Polyus", being an industry leader and having a record low cost of production, lost a significant part of capitalization during the fall in gold prices. And "Petropavlovsk", having a significantly higher cost of production, had a noticeably smaller margin of safety - so that gold prices were even more critical for him.

What's the bottom line?

Petropavlovsk is a large gold mining company, which recently appeared on the Moscow Exchange, almost immediately entered the Moscow exchange index, but in the end, her story ended rather quickly with a strong drop in quotes and delisting due to the inability to pay off obligations.

The company's business was not in the best shape: due to the deterioration of the quality of reserves, Petropavlovsk had to switch to complex processing of refractory ores, which caused a decrease in operating performance and an increase in cost. But the company tried to deal with it: invested in production, opened and improved gold recovery factories.

Besides, Petropavlovsk has been in a state of corporate conflict more than once throughout its history, courts, change of leadership, major shareholders and in other not the most pleasant situations.

Finally, the company was undermined by sanctions, imposed on the main partner and creditor of the company - Gazprombank, and restrictions on the withdrawal of capital, interfering with Petropavlovsk because of its foreign residence permit.

One of the main lessons of the history of Petropavlovsk on the Moscow Exchange for investors should be that, that even the presence of the company's securities in the Moscow Exchange index does not guarantee, all is well with the company.

Basically, back in 2021, Petropavlovsk was seen as a rather risky story, which could be suitable for risky investors, counting on it, that the company will be able to overcome hard times.

It is unlikely that this story was suitable for investing in any stable gold mining company., to put a share of gold in a portfolio. Larger and more efficient competitors of the company were better suited for these purposes.. In 2022, it was enough for investors to inquire about the latest news from Petropavlovsk, to understand, that he has a lot of problems.

News, which concern investors, - in our telegram channel. Subscribe, to keep abreast of what's happening: @investnique.

Scroll to Top

Падение «Петропавловска»: как золотодобытчик дошел до делистинга

Падение «Петропавловска»: как золотодобытчик дошел до делистинга

Petropavlovsk (MCX: POGR, LSE: POG) — британский холдинг, владеющий крупным золотодобытчиком с активами в Амурской области, «Петропавловском». Депозитарные расписки компании с 2002 года торговались на Лондонской фондовой бирже, а с 2020 — на Московской.

Что случилось

«Петропавловск» довольно бодро начал торговаться на Московской бирже: старт торгов дали 25 июня 2020 года, цена за депозитарную расписку была около 27 Р, через месяц она превысила 40 Р, а объем торгов в отдельные дни превышал 3 млрд рублей. Уже с середины сентября депозитарные расписки компании вошли в индекс Мосбиржи.

Весной 2022 года начали появляться тревожные новости о компании: раньше «Петропавловск» по условиям займа и кредитных линий продавал все золото своему крупному партнеру и кредитору «Газпромбанку», но в связи с санкциями, наложенными на банк, продажи, а также обслуживание займов стали невозможны.

В итоге в апреле «Газпромбанк» потребовал досрочного погашения займа в размере 201 млн долларов и задолженности по кредитной линии в размере 87,1 млн долларов, а также передал права по займу компании «УГМК-инвест».

В мае «Петропавловск» признал, что не может расплатиться по своим обязательствам, а также выплатить купон по конвертируемым облигациям, несмотря на то, что «Газпромбанк» разрешил продавать золото не ему, а третьим лицам.

В июне «Петропавловск» сообщил, что ему требуется дополнительное время на подготовку и публикацию годовой и финансовой отчетности за 2021 год. В конце месяца стало известно, что из-за проблем компании ее ценные бумаги перестали соответствовать некоторым требованиям листинга, из-за чего Московская биржа перевела депозитарные расписки «Петропавловска» из первого уровня листинга в третий, так что возможность инвестировать в них пропала, в частности, у пенсионных фондов. В итоге «Петропавловск» исключили из индекса Мосбиржи.

Ну а 12 июля стало известно, что компания подала заявление в суд для назначения внешних управляющих и что приостановились торги ее ценными бумагами на иностранных биржах. Торги депозитарными расписками приостановила и Московская биржа.

При этом в целом у «Петропавловска» были не самые плохие перспективы. Акции компании принадлежали к защитному сектору. Ситуация в мировой экономике и политике довольно нервная в последнее время: сильный рост инфляции и сложности геополитики. Это могло стать триггером скупки инвесторами золота и акций золотодобывающих компаний, но этого не случилось.

Несмотря на сложности в бизнесе, компания не опускала руки, развивая производство. Кроме того, она планировала представить новую стратегию на ближайшие три года.

Постараемся кратко проанализировать бизнес «Петропавловска», исходя из его последних опубликованных отчетностей, и понять, мог ли инвестор, изучив их, оценить масштаб рисков.

Какие факторы риска были у компании

Бизнес был хуже, чем у крупных конкурентов. Фундаментальная основа бизнеса «Петропавловска» была не самой привлекательной: себестоимость производства достаточно высокая, объем производства снижался и в 2022 году руководство компании не ожидало его роста.

  Торговые идеи: Grupo Financiero Galicia S.A. (GGAL)

У компании три основных месторождения: Пионер, Маломыр и Албын, среднее время выработки которых оценивается примерно в 16 лет. По итогам 2020 года запасы «Петропавловска» оценивались примерно в 7 млн унций в золотом эквиваленте, что во много раз меньше, чем у конкурентов компании, входящих в индекс Мосбиржи: «Полюса» и «Полиметалла».

Кроме того, «Петропавловск» значительно уступал им и по качеству запасов: около 60% из них относилось к упорным рудам, то есть к рудам, из которых достаточно сложно и затратно извлекать золото. Это вынуждало компанию активно инвестировать в эту область и нести значительно более высокие затраты на добычу.

«Петропавловск» уступал крупнейшим конкурентам и по объему производства: в 2021 году он составил примерно 0,45 млн унций золота, в то время как «Полюс» и «Полиметалл» произвели 2,72 и 1,68 млн унций соответственно. При этом «Петропавловск» прогнозировал объем производства на 2022 год еще ниже, чем годом ранее, — 0,375—0,405 млн унций.

«Петропавловск» — в целом менее крупный и диверсифицированный бизнес, чем его конкуренты из индекса Мосбиржи: у него меньше месторождений и меньше объем производства. Да и мультипликаторами компания не блистала: ROE крайне скромный, долговая нагрузка выше, чем у конкурентов, при этом оценка по P / E по итогам первого полугодия 2021 года не то чтобы дешевая.

Также злую шутку с «Петропавловском» сыграло отсутствие диверсификации по покупателям.

Падение «Петропавловска»: как золотодобытчик дошел до делистинга

Падение «Петропавловска»: как золотодобытчик дошел до делистинга

Запасы золота некоторых публичных золотодобытчиков по состоянию на 2020 год, млн унций:

  1. «Полюс» — 104.
  2. «Полиметалл» — 28.
  3. «Петропавловск» — 7.

Объем производства золота некоторыми публичными золотодобытчиками в 2021 году, млн унций:

  1. «Полюс» — 2,72.
  2. «Полиметалл» — 1,68.
  3. «Петропавловск» — 0,45.

Денежные затраты некоторых публичных золотодобытчиков в долларах на унцию в 2020 году

TCC AISC
«Полюс» 362 604
«Полиметалл» 638 874
«Петропавловск» 1034 1312

Мультипликаторы «Петропавловска» по годам

2017 2018 2019 2020 1п2021
P / E 12 8,05 19,7 Убыток 14,7
ROE 3,8% 7,5% 4,5% Убыток 3,4%
Net debt / EBITDA 3,44 2,93 2,03 1,46 1,9

Мультипликаторы некоторых публичных золотодобытчиков за первое полугодие 2021 года

P / E ROE Net debt / EBITDA
«Полюс» 13,9 62,1% 0,52
«Полиметалл» 8,21 56,7% 1,05
«Петропавловск» 14,7 3,39% 1,9

Компания демонстрировала не самые хорошие финансовые показатели. Проблемы с ростом затрат и падением производства, а также изменение цен на золото транслировались в волатильные финансовые результаты «Петропавловска» и постепенно растущую динамику чистого долга.

Также стоит обратить внимание, что динамика выручки и чистой прибыли «Петропавловска» не всегда совпадала, так как вмешивались неденежные статьи: переоценка добывающих активов и производных финансовых инструментов, которыми компания хеджировала цены на золото и курсы валют.

Выручка, чистая прибыль и чистый долг по годам, млрд рублей

2017 2018 2019 2020 1п2021
Выручка 31,4 34,3 48 71,3 26,2
Чистая прибыль 1,54 2,47 1,74 −3,30 3,31
Чистый долг 39,5 33,7 34,7 37 38,8
  «Нижнекамскнефтехим» бьет финансовые антирекорды

В компании часто менялись акционеры и разгорались скандалы. Основатели то уходили из нее со скандалами, то возвращались, нередко споры переходили в плоскость уголовных дел. Все это должно было насторожить инвесторов.

Компанию основали в 1994 году россиянин Павел Масловский и британец Питер Хамбро. В первой половине 2010-х ценные бумаги «Петропавловска» стала скупать «Ренова» Виктора Вексельберга, которая к концу 2016 года нарастила свою долю до более чем 25%.

Итогом этого стал корпоративный конфликт: «Ренова» и несколько фондов-акционеров выступили за смену состава совета директоров, в частности за уход сооснователя компании Питера Хамбро с поста председателя совета директоров. В итоге летом 2017 года на собрании акционеров это случилось, следом с поста главы компании ушел и Павел Масловский.

Но буквально через полгода после этих событий «Ренова» продала свой пакет акций «Петропавловска» казахскому бизнесмену Кенесу Ракишеву. Следом за этим в 2018 году Масловский и Хамбро снова вернулись в компанию.

Но на этом круговорот крупных акционеров «Петропавловска» не закончился: уже летом 2019 года Кенес Ракишев продал свою долю миллиардеру Роману Троценко, который через полгода перепродал ее компании «Южуралзолото» миллиардера Константина Струкова.

В 2020 году, примерно одновременно с выходом на Московскую биржу, «Петропавловск» погрузился в очередной корпоративный конфликт: основные акционеры компании оказались против предложенных правлением кандидатов в совет директоров, в том числе против Павла Масловского. На внеочередном собрании совета директоров в августе ситуация повторилась, при этом один из акционеров «Петропавловска» — фонд Prosperity — назвал происходящее скрытым поглощением компании «Южуралзолотом».

В итоге Павел Масловский в очередной раз покинул компанию, а совет директоров назначил временным главой «Петропавловска» Максима Мещерякова, который очень быстро попал в новости, так как, по его словам, его 10 дней не пускали в московский офис дочернего предприятия компании.

В итоге 27 августа он сумел войти в него «в сопровождении полутора десятков людей спортивного телосложения». Итогом этого стало возбуждение уголовного дела против Мещерякова.

В декабре 2020 Павла Масловского арестовали по обвинению в растрате. В самой компании в конце 2020 года появилось новое руководство: на пост главы назначили бывшего главу Highland Gold Дениса Александрова.

Компания откладывала обещанные события. В сентябре 2021 года глава компании Денис Александров анонсировал объявление дивидендной политики в рамках новой стратегии в октябре. Но разработка стратегии затянулась: позже появилась информация, что ее опубликуют в первом квартале 2022 года. Стратегия так и не увидела свет, как и отчетность за 2021 год.

В 2022 году проблемы усугубились. Это произошло из-за британских санкций в отношении «Газпромбанка». «Петропавловск» потерял возможность продавать свою продукцию и расплачиваться по обязательствам. В общем-то, это и сгубило компанию: ей нужно было срочно найти новых покупателей своего золота и деньги для погашения обязательств, с чем явно возникли проблемы.

  Инвестидея: Dynatrace, потому что это облако парит высоко

Вместе с тем стоит иметь в виду, что многие крупные российские банки в итоге подпали под санкции, а на Московской бирже торгуются ценные бумаги еще нескольких компаний с иностранной пропиской: например, X5 Group, Globaltrans, «Мать и дитя» и других. Но катастрофические проблемы с погашением своих обязательств возникли только у «Петропавловска».

Одним из объяснений этого может служить его британская прописка. Хотя другой золотодобытчик — «Полиметалл» — также зарегистрирован в британской юрисдикции, на острове Джерси, но на момент написания статьи неизвестно о наличии у него проблем аналогичного масштаба. Также стоит упомянуть опыт ретейлера Fix Price, который уже в конце февраля 2022 года решил перерегистрироваться с Британских Виргинских островов на Кипр.

Компания сильно зависела от конъюнктуры. В обзоре «Полюса» мы уже подробно обсуждали, что котировки акций сырьевых компаний зачастую следуют за ценами на сырье, производимое ими. Собственно, тот же «Полюс», выступая лидером отрасли и имея рекордно низкую себестоимость производства, потерял значительную часть капитализации при падении цен на золото. А уж «Петропавловск», имеющий значительно более высокую себестоимость производства, обладал заметно меньшим запасом прочности — так что цены на золото для него были еще более критичны.

Что в итоге

«Петропавловск» — крупная золотодобывающая компания, которая совсем недавно появилась на Московской бирже, почти сразу вошла в индекс Мосбиржи, но в итоге ее история довольно быстро закончилась сильным падением котировок и делистингом по причине невозможности расплатиться по обязательствам.

Бизнес компании был не в лучшей форме: из-за ухудшения качества запасов «Петропавловску» пришлось переходить на сложную переработку упорных руд, что вызвало снижение операционных показателей и рост себестоимости. Но компания старалась справиться с этим: инвестировала в производство, открывала и улучшала золотоизвлекательные фабрики.

Кроме того, «Петропавловск» на протяжении своей истории не раз находился в состоянии корпоративного конфликта, судов, смены руководства, крупных акционеров и в прочих не самых приятных ситуациях.

Окончательно компанию подкосили санкции, наложенные на основного партнера и кредитора компании — «Газпромбанк», и ограничения на вывод капитала, мешавшие «Петропавловску» из-за его иностранной прописки.

Одним из главных уроков истории «Петропавловска» на Московской бирже для инвесторов должно стать то, что даже нахождение ценных бумаг компании в индексе Мосбиржи не гарантирует, что с компанией все хорошо.

В принципе, еще в 2021 году «Петропавловск» виделся довольно рискованной историей, которая могла подойти рискованным инвесторам, рассчитывавшим на то, что у компании получится преодолеть не лучшие времена.

Вряд ли эта история подходила для вложения в какую-либо стабильную золотодобывающую компанию, чтобы положить в портфель долю золота. Для этих целей лучше подходили более крупные и эффективные конкуренты компании. В 2022 году же инвесторам достаточно было поинтересоваться последними новостями «Петропавловска», чтобы понять, что у него много проблем.

Пролистать наверх