RussNeft Review: oil and gas company not without problems

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

We continue the series of articles on the public assets of the Gutserievs. In the last article we reviewed the retailer "M-Video-Eldorado", and now consider the oil and gas company RussNeft.

About company

RussNeft (MCX: RNFT) — a large oil and gas company, conducting geological exploration, oil and gas production, as well as their implementation. "RussNeft" produces oil and gas at 108 fields and divides assets into groups based on geographical location.

West Siberian group. This includes assets in the Khanty-Mansiysk and Yamalo-Nenets Autonomous Okrugs. The deposits are divided into three blocks: Varyogansky, Khanty-Mansiysk and Nizhnevartovsk. In recent years, about 5 million tons of oil have been produced here on average.. The group contains the largest assets of the company.

Volga group. Mostly mature fields in Saratov, Penza, Ulyanovsk regions and the Republic of Kalmykia. Conventionally, they are divided into two blocks: Saratov and Ulyanovsk. Here, production averages 1.3 million tons of oil per year..

Central Siberian group. This includes assets, located in the Tomsk region. In recent years, production has decreased significantly and in 2020 amounted to less than 0.25 million tons of oil.

Besides, the company has a subsidiary, Gea Holdings Limited, producing oil in Azerbaijan under production sharing agreements with local state-owned companies.

In recent years, RussNeft's reserves have been declining somewhat, but at the end of 2020 slightly increased, mainly due to oil. The main reserves are located in the West Siberian group. The company reports, that in the medium term reserves will be replenished mainly by hard-to-recover and unconventional.

The company's oil production grew little by little until the 2020 oil crisis, when expected to fall. Forecast production data for 2021 - 6.683 million tons, which is higher than in 2020, but less than in 2016. In 2022, RussNeft plans to further increase oil production to 6.78 million tons. This is in line with the company's strategic goal of 2-4% annual production growth over the next few years, without taking into account restrictions under the OPEC+ agreement..

But the production of natural and associated petroleum gas fell until 2020. A significant part of the oil and the vast majority of associated petroleum gas is produced in the West Siberian group, but almost all natural gas is in the Volga group.

RussNeft distinguishes three sales segments: Russia, CIS, Europe and other exports. Hydrocarbons are transported to Europe and far abroad through the Black Sea and Baltic seaports, as well as main pipelines. In the CIS segment, deliveries are made to the Republic of Belarus.

In the reporting, the company notes an important fact: more than half of oil sales are accounted for by five main buyers, while the largest accounts for 30% oil revenue for the first half of 2021. The situation is similar with the sale of gas: a significant amount under long-term contracts is bought out by the largest petrochemical company in Russia Sibur Holding.

Structure of the company's reserves by groups for 2020

Oil Natural gas Associated petroleum gas Condensate
West Siberian 81% 52% 88% 32%
Volga region 14% 34% 8% 42%
Central Siberian 5% 14% 4% 26%

Company's production structure by groups for 2020

Oil, million tons Natural gas, billion cubic meters Associated petroleum gas, billion cubic meters
West Siberian 77% 0% 96%
Volga region 19% 99% 3%
Central Siberian 4% 1% 1%

Explored reserves of the company by years

Oil, million tons Natural gas, billion cubic meters Associated petroleum gas, billion cubic meters Condensate, million tons
2019 601,6 60,4 90,5 5,7
2020 628,3 58,8 93,6 5,3
  trading on the NYSE & NASDAQ 2011-09-20 14:46:06

Company's production by years

Oil, million tons Natural gas, billion cubic meters Associated petroleum gas, billion cubic meters
2016 7,00 0,49 1,99
2017 7,02 0,33 2,12
2018 7,11 0,29 2,33
2019 7,12 0,26 2,19
2020 6,40 0,27 1,91

Probable reserves of the company by years

Oil, million tons Natural gas, billion cubic meters
2016 217,1 36,6
2017 217,3 34,5
2018 209,8 34,4
2019 209,9 34,8

Structure of the company's revenue by sales regions
for the first half of 2021

Russia 55%
Europe and other exports 42%
CIS 3%

55%

Financial indicators

Revenue and net profit of RussNeft grew until 2020, and during the oil crisis expectedly fell, even showed a loss at the end of the year. In 2021, indicators are recovering, and even in nine months, the company's revenue exceeded the figure for the entire 2020, and net profit is comparable to the profit of the entire successful 2019. Net debt is volatile: the company is building it up, it reduces.

I would like to specially note, that in 2020 the company not only showed a loss and increased debt, but even allowed a partial default, What impacted the company's credit rating?. Problems were not only with creditors, but also with the Federal Tax Service. RussNeft had to pledge property under installment agreements for the payment of mineral extraction tax. In the summer of 2021, these obligations were fulfilled.

An important point: a significant portion of the company's debt is pegged to a three-month LIBOR rate in dollars, and now, due to high inflation, central banks are forced to raise rates everywhere. Looks like, will do so in the foreseeable future and FED USA. Quite possibly, that the interest rates on RussNeft's debt will rise in a short- and medium term.

Revenue, net income and net debt, billion rubles

Revenue Net profit net debt
2017 129,2 11,1 79,5
2018 177,8 16,8 95,9
2019 187,1 24,4 76,1
2020 133,2 −17,0 89,6
9м2021 159,4 23,6 66,2

History and share capital

RussNeft was founded in 2002 by Mikhail Gutseriev. This is almost the only Russian public oil and gas company, which did not appear during the privatization of the 1990s, and later. RussNeft actively developed, but in the mid-2000s became the subject of intense law enforcement scrutiny due to alleged tax evasion. As a result, in the summer of 2007, the company was sold to the structures of Oleg Deripaska. But in January 2010, Mikhail Gutseriev regained control of RussNeft..

The matter didn't end there.: in the same 2010 49% the company's shares were sold to AFK Sistema, and also 2% - Sberbank. It wasn't for long.: Mikhail Gutseriev again became the sole shareholder of the company in 2013. But in 2015 Swiss trader Glencore received almost half of the company's shares as part of RussNeft's debt conversion.

In 2016, RussNeft held an IPO on the Moscow Exchange, but active actions with its shares continued. In 2019, a large block of shares in the company went to the bank of non-core assets "Trust" as part of the settlement of the reorganization of "Binbank" and "Rost-bank". In 2020, part of this stake was sold to VTB structures, and the bank received option for the sale of these shares in 2026 to the company itself for 21 billion rubles.

There were several other important events in 2021: sold to the group "Region" NPF "Safmar", renamed "Decent Future", who had a lot of RussNeft shares on his balance sheet, started selling them. And in the summer it became known, that Mikhail Gutseriev no longer has control over the company, since he transferred his shares to his brother, and resigned from the board of directors. Probably, this was due to the fact that, that Mikhail Gutseriev fell under eu sanctions as a "long-time friend of Belarusian President Alexander Lukashenko".

The authorized capital of the company is divided into two types of shares: 75% - ordinary, 25% - privileged. It is important to note, that only ordinary shares are traded on the Moscow Exchange.

  Pair trading

The largest shareholders are the Gutseriev family, Swiss trader Glencore, there are also large blocks of shares, true mostly privileged, at two state banks: Trust and VTB.

The structure of the company's share capital for 27 May 2021

Shareholder Beneficiary Share of the authorized capital Share of ordinary shares
Rambero Holding AG Glencore 23,46% 31,28%
Trust Bank Trust Bank 19,23% 3,61%
Bradinar Holdings Limited Gutseriev family 12,05% 16,07%
VTB Bank VTB Bank 8,48% 0,00%
JSC "Mlada" Gutseriev family 7,70% 10,27%
Verge Investments Limited Gutseriev family 7,21% 9,61%
JSC IK "Nadezhnost" Gutseriev family 4,95% 6,60%
Other shareholders Other shareholders 16,92% 22,56%

Dividends and dividend policy

According to dividend policy, RussNeft intends to channel at least 50% net profit, received after the formation of a reserve for investments and the fulfillment of obligations on loans and borrowings, to pay dividends. And payments on preferred shares are even spelled out in the company's charter: their formula depends on the average annual price of a barrel of Brent oil.

As a result, the company regularly pays dividends on preferred shares., but has never in its public history paid dividends on common. Worth noticing, that in 2019 Mikhail Gutseriev announced plans to pay dividends on ordinary shares for three years.

Conditions for paying dividends on preferred shares of a company in accordance with its charter

Average annual price of a barrel of Brent crude oil Total dividends, million dollars
<65 $ 60
65—70 $ 70
70—75 $ 80
75—80 $ 90
80—85 $ 100
>85 $ 110

Total dividends, million dollars

Why stocks can go up

Good business environment. After a sharp drop in oil prices in 2020, the situation has improved significantly: at the beginning of 2021, a barrel of Brent oil gave about 50 $, and at the beginning of 2022 prices are already tending to 90 $ per barrel. Naturally, significantly increased oil prices had a positive impact on the financial performance of RussNeft. At the same time, analysts do not expect oil prices to fall in the medium term., and even vice versa, predict further growth to three-digit numbers.

Possible start of dividend payments. Above, we have already discussed the statements of Mikhail Gutseriev in 2019 regarding the possible start of dividend payments on the company's ordinary shares within three years. If "RussNeft" really will switch to this practice in the near future, this could be a good driver for the revaluation of its shares.

Maybe, the worst is behind. The company's stock prices are now at historical lows.: since the IPO and until about March 2020, they fluctuated in the range of 500-600 R per share. After the covid collapse, they almost recovered again, and then, by spring 2021, rapidly decreased to 150-160 R.

The main drivers of the fall were the limited default of the company and the sale of shares of NPF "Worthy Future". Maybe, the worst for RussNeft is over: following the results of nine months of 2021, the company has a moderate debt burden by the net debt multiplier / EBITDA. And in general, according to the multipliers, it looks very cheap and attractive, both by its historical standards., as well as competitors.

Why stocks might fall

Dependence on market conditions. In many reviews of oil companies, such as Rosneft, we have already discussed, that they are highly dependent on the context, namely, oil prices and restrictions on its production. If the situation worsens, this will have a negative impact on the financial performance and stock prices of oil companies and, in particular, RussNeft.

Not the biggest fish. Undoubtedly, RussNeft is a large company: revenue for the nine months of 2021, which is almost 160 billion rubles, speaks for itself. However, everything is known in comparison: relatively small by the standards of Russian public oil companies "Bashneft" for the same period, revenue of almost 600 billion rubles. But all this fades against the backdrop of the indicators of Lukoil and Rosneft., whose revenue for this period significantly exceeded 6 trillion rubles.

Besides, RussNeft's public competitors are vertically integrated companies, which include oil refineries and own networks of filling stations. Undoubtedly, this business model is more sustainable, which was well shown by the oil crisis of 2020, from which these companies got out not without loss, but many even remained profitable.

  Instant return of spread or the best way to make money fast in Forex.

Well, let's not forget about not the strongest foundation of RussNeft's business.: greater concentration of buyers, expected slight increase in production, increase in reserves due to hard-to-recover and unconventional.

Dividends. While the company does not pay dividends on ordinary shares, this disadvantageously distinguishes it from most public competitors in the industry. For example, the same "Lukoil", according to some analysts, over the next few years will provide a double-digit dividend yield to its shareholders. More worth noting, that the dividend policy of RussNeft in the current edition is not the most transparent, since it implies not only common 50% net profit, and with some adjustments.

Politics. Surprisingly, but private RussNeft may suffer and has already suffered because of the policy on several points at once:

  1. While, when the state-owned Rosneft and other Russian oil companies did not renegotiate a contract with Belarus for the supply of oil for 2020, RussNeft did it. Quite possibly, that in that situation there was a considerable share of politics in relations between Russia and Belarus - and it is not known, how did the Kremlin react to such steps of the company.
  2. We have already discussed EU sanctions against Mikhail Gutseriev. This is also a negative moment for RussNeft..
  3. Geopolitical tensions at the beginning of 2022 caused a significant decline in the Russian stock market - and here already RussNeft got it just for the company. It is hard to say, how will this situation be resolved, but, maybe, the fall will continue.

You won't get bored with her. We have already considered above, that during its not very long history, RussNeft has changed the composition of shareholders many times, directly or indirectly participated in such not very pleasant things, like defaults, restructuring and settling huge debts. Not a fact, that the series of these stories is over. For example, the already mentioned NPF "Worthy Future" at the end of 2021 owned more than 3.8 million shares of "RussNeft". It is possible to continue the sale of this stake in the company, what will put pressure on quotes, and don't forget about "Trust", who a few years ago also planned to implement them.

ESG. Well, of course, when it comes to an oil company, we must not forget about the risks, related to the now so popular ESG. Quite possibly, that this topic will continue to gain momentum.

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Multipliers of some public oil companies in Russia for 9 months of 2021

P / E ROE Net debt / EBITDA
Lukoil 7,93 12,6% 0,01
Rosneft 5,29 20,8% 2,54
Gazprom Neft 5,10 18,4% 0,31
"Tatneft" 7,19 18,8% −0,04
Bashneft 4,89 9,6% 1,05
RussNeft 2,69 42,9% 1,17

Multipliers of RussNeft by years

P / E ROE Net debt / EBITDA
2017 16,2 21,5% 2,66
2018 9,26 28,3% 1,97
2019 6,64 39,2% 1,55
2020 Lesion Lesion Negative EBITDA
9м2021 2,69 42,9% 1,17

Revenue of some public oil companies
Russian companies for 9 months of 2021, billion rubles

Lukoil 6667
Rosneft 6224
Gazprom Neft 2162
"Tatneft" 897
Bashneft 596
RussNeft 159

6667

Eventually

RussNeft is a large oil and gas company with a rather turbulent history. She is slowly growing her business., and improvements in the oil industry have helped to strengthen its financial position and solve its most pressing debt problems.

Now RussNeft stock quotes are at historical lows, and the values ​​of its multipliers are quite attractive. The possible start of the payment of dividends on ordinary shares may trigger a significant increase in their quotations. At the same time, in terms of fundamental indicators and business size, the company is significantly inferior to all major public competitors in the industry., and some very much.

As a result, RussNeft is a risky investment, hardly suitable for conservative investors, but potentially it can give a good return, if the market revalues ​​the company's shares on the back of any positive events.

Scroll up

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Мы продолжаем цикл статей о публичных активах Гуцериевых. В прошлой статье мы рассмотрели ретейлера «М-Видео-Эльдорадо», а сейчас рассмотрим нефтегазовую компанию «РуссНефть».

О компании

«РуссНефть» (MCX: RNFT) — крупная нефтегазовая компания, проводящая геологоразведку, добычу нефти и газа, а также их реализацию. «РуссНефть» добывает нефть и газ на 108 месторождениях и делит активы на группы по географическому признаку.

Западно-Сибирская группа. Сюда входят активы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Месторождения поделены на три блока: Варьеганский, Ханты-Мансийский и Нижневартовский. За последние годы тут в среднем добывалось около 5 млн тонн нефти. В группе находятся крупнейшие активы компании.

Поволжская группа. Преимущественно зрелые месторождения в Саратовской, Пензенской, Ульяновской областях и республике Калмыкии. Условно они поделены на два блока: Саратовский и Ульяновский. Здесь добыча составляет в среднем 1,3 млн тонн нефти в год.

Центрально-Сибирская группа. Сюда включены активы, расположенные в Томской области. В последние годы добыча значительно снизилась и по итогам 2020 года составила менее 0,25 млн тонн нефти.

Кроме того, у компании есть дочернее предприятие Gea Holdings Limited, добывающее нефть в Азербайджане в рамках соглашений о разделе продукции с местными государственными компаниями.

В последние годы запасы «РуссНефти» несколько уменьшались, но по итогам 2020 года немного увеличились, в основном за счет нефти. Основные запасы располагаются в Западно-Сибирской группе. В отчетности компания сообщает, что в среднесрочной перспективе запасы будут пополняться в основном за счет трудноизвлекаемых и нетрадиционных.

Добыча нефти компанией понемногу росла до нефтяного кризиса 2020 года, когда ожидаемо упала. Прогнозные данные по добыче за 2021 год — 6,683 млн тонн, что превышает показатели 2020 года, но меньше показателей даже 2016 года. В 2022 году «РуссНефть» планирует еще нарастить добычу нефти до 6,78 млн тонн. Это вполне соответствует стратегической цели компании по ежегодному росту добычи на 2—4% в ближайшие несколько лет без учета ограничений в рамках соглашения ОПЕК+.

А вот добыча природного и попутного нефтяного газа падала и до 2020 года. Значительная часть нефти и подавляющая часть попутного нефтяного газа добывается в Западно-Сибирской группе, а вот почти весь природный газ — в Поволжской группе.

«РуссНефть» выделяет три сегмента сбыта продукции: Россию, СНГ, Европу и прочий экспорт. В Европу и дальнее зарубежье углеводороды транспортируются через черноморские и балтийские морские порты, а также по магистральным трубопроводам. В сегменте СНГ поставки ведутся в республику Беларусь.

В отчетности компания отмечает важный факт: более половины реализации нефти приходится на пять основных покупателей, при этом на крупнейшего приходится 30% выручки от реализации нефти за первое полугодие 2021 года. С реализацией газа ситуация похожая: значительный объем в рамках долгосрочных контрактов выкупает крупнейшая нефтехимическая компания России «Сибур Холдинг».

Структура запасов компании по группам за 2020 год

Нефть Природный газ Попутный нефтяной газ Конденсат
Западно-Сибирская 81% 52% 88% 32%
Поволжская 14% 34% 8% 42%
Центрально-Сибирская 5% 14% 4% 26%

Структура добычи компании по группам за 2020 год

Нефть, млн тонн Природный газ, млрд кубометров Попутный нефтяной газ, млрд кубометров
Западно-Сибирская 77% 0% 96%
Поволжская 19% 99% 3%
Центрально-Сибирская 4% 1% 1%

Разведанные запасы компании по годам

Нефть, млн тонн Природный газ, млрд кубометров Попутный нефтяной газ, млрд кубометров Конденсат, млн тонн
2019 601,6 60,4 90,5 5,7
2020 628,3 58,8 93,6 5,3
  Что будет, если Илон Маск выкупит акции Twitter

Добыча компании по годам

Нефть, млн тонн Природный газ, млрд кубометров Попутный нефтяной газ, млрд кубометров
2016 7,00 0,49 1,99
2017 7,02 0,33 2,12
2018 7,11 0,29 2,33
2019 7,12 0,26 2,19
2020 6,40 0,27 1,91

Вероятные запасы компании по годам

Нефть, млн тонн Природный газ, млрд кубометров
2016 217,1 36,6
2017 217,3 34,5
2018 209,8 34,4
2019 209,9 34,8

Структура выручки компании по регионам сбыта
за первое полугодие 2021 года

Россия 55%
Европа и прочий экспорт 42%
СНГ 3%

55%

Финансовые показатели

Выручка и чистая прибыль «РуссНефти» росли до 2020 года, а во время нефтяного кризиса ожидаемо упали, даже наблюдался убыток по итогам года. В 2021 году показатели восстанавливаются, и даже за девять месяцев выручка компании превысила показатель всего 2020 года, а чистая прибыль сопоставима с прибылью всего успешного 2019 года. У чистого долга волатильная динамика: компания то наращивает его, то снижает.

Отдельно хочется отметить, что в 2020 году компания не просто показала убыток и нарастила долг, но даже допустила частичный дефолт, что отразилось на кредитном рейтинге компании. Проблемы были не только с кредиторами, но и с Федеральной налоговой службой. «РуссНефти» пришлось закладывать имущество в рамках договоров о рассрочке по уплате НДПИ. Летом 2021 года эти обязательства были исполнены.

Важный момент: значительная часть долга компании привязана к трехмесячной ставке LIBOR в долларах, а сейчас из-за высокой инфляции центральные банки вынуждены повсеместно повышать ставки. Похоже, в обозримом будущем это сделает и ФРС США. Вполне вероятно, что процентные ставки по долгу «РуссНефти» вырастут в кратко- и среднесрочной перспективе.

Выручка, чистая прибыль и чистый долг, млрд рублей

Выручка Чистая прибыль Чистый долг
2017 129,2 11,1 79,5
2018 177,8 16,8 95,9
2019 187,1 24,4 76,1
2020 133,2 −17,0 89,6
9м2021 159,4 23,6 66,2

История и акционерный капитал

«РуссНефть» была основана в 2002 году Михаилом Гуцериевым. Это чуть ли не единственная российская публичная нефтегазовая компания, которая появилась не в ходе приватизации 1990-х годов, а позднее. «РуссНефть» активно развивалась, но в середине 2000-х стала предметом пристального внимания правоохранительных органов из-за предположительной неуплаты налогов. В итоге летом 2007 года компания была продана структурам Олега Дерипаски. Но в январе 2010 года Михаил Гуцериев вернул себе контроль над «РуссНефтью».

На этом дело не закончилось: в том же 2010 году 49% акций компании были проданы АФК «Система», а еще 2% — Сбербанку. Это было ненадолго: Михаил Гуцериев вновь стал единоличным акционером компании в 2013 году. Но в 2015 швейцарский трейдер Glencore в рамках конвертации долгов «РуссНефти» получил практически половину акций компании.

В 2016 году «РуссНефть» провела IPO на Московской бирже, но активные действия с ее акциями продолжились. В 2019 году крупный пакет акций компании достался банку непрофильных активов «Траст» в рамках урегулирования санации «Бинбанка» и «Рост-банка». В 2020 году часть этого пакета была продана структурам ВТБ, и банк получил опцион на продажу этих акций в 2026 году самой компании за 21 млрд рублей.

В 2021 году было еще несколько важных событий: проданный группе «Регион» НПФ «Сафмар», переименованный в «Достойное будущее», у которого на балансе было немало акций «РуссНефти», стал их активно продавать. А летом стало известно, что у Михаила Гуцериева больше нет контроля над компанией, так как он передал свои акции брату, а также вышел из состава совета директоров. Скорее всего, это произошло из-за того, что Михаил Гуцериев подпал под санкции Евросоюза как «давний друг президента Беларуси Александра Лукашенко».

Уставный капитал компании разделен на два типа акций: 75% — обыкновенные, 25% — привилегированные. Важно отметить, что на Московской бирже обращаются только обыкновенные акции.

  Пример негатива.

Крупнейшие акционеры — семья Гуцериевых, швейцарский трейдер Glencore, также есть крупные пакеты акций, правда в основном привилегированных, у двух госбанков: «Траста» и ВТБ.

Структура акционерного капитала компании на 27 мая 2021 года

Акционер Бенефициар Доля уставного капитала Доля обыкновенных акций
Rambero Holding AG Glencore 23,46% 31,28%
Банк «Траст» Банк «Траст» 19,23% 3,61%
Bradinar Holdings Limited Семья Гуцериевых 12,05% 16,07%
Банк ВТБ Банк ВТБ 8,48% 0,00%
ЗАО «Млада» Семья Гуцериевых 7,70% 10,27%
Веридж Инвестментс Лимитед Семья Гуцериевых 7,21% 9,61%
ОАО ИК «Надежность» Семья Гуцериевых 4,95% 6,60%
Прочие акционеры Прочие акционеры 16,92% 22,56%

Дивиденды и дивидендная политика

Согласно дивидендной политике, «РуссНефть» намерена направлять не менее 50% чистой прибыли, получившейся после формирования резерва на инвестиции и исполнения обязательств по кредитам и займам, на выплату дивидендов. А выплаты по привилегированным акциям даже прописаны в уставе компании: их формула зависит от среднегодовой цены барреля нефти марки Brent.

В итоге компания регулярно выплачивает дивиденды по привилегированным акциям, но ни разу в своей публичной истории не платила дивиденды по обыкновенным. Стоит заметить, что в 2019 году Михаил Гуцериев заявлял о планах выплат дивидендов по обыкновенным акциям в течение трех лет.

Условия выплаты дивидендов по привилегированным акциям компании согласно ее уставу

Среднегодовая цена барреля нефти марки Brent Общий размер дивидендов, млн долларов
<65 $ 60
65—70 $ 70
70—75 $ 80
75—80 $ 90
80—85 $ 100
>85 $ 110

Общий размер дивидендов, млн долларов

Почему акции могут вырасти

Хорошая конъюнктура. После резкого падения цен на нефть в 2020 году конъюнктура значительно улучшилась: в начале 2021 года за баррель нефти марки Brent давали около 50 $, а в начале 2022 цены уже стремятся к 90 $ за баррель. Естественно, значительно выросшие цены на нефть положительно сказались на финансовых показателях «РуссНефти». При этом аналитики не ожидают падения цен на нефть в среднесрочной перспективе, а даже наоборот, предсказывают дальнейший рост до трехзначных чисел.

Возможное начало выплаты дивидендов. Выше мы уже обсуждали заявления Михаила Гуцериева 2019 года по поводу возможного начала выплаты дивидендов по обыкновенным акциям компании в течение трех лет. Если «РуссНефть» действительно в ближайшее время перейдет к этой практике, это может быть хорошим драйвером переоценки ее акций.

Возможно, худшее позади. Сейчас котировки акций компании находятся на исторических минимумах: со времен IPO и примерно до марта 2020 года они колебались в диапазоне 500—600 Р за акцию. После ковидного обвала они снова практически восстановились, а далее, к весне 2021 года, стремительно снизились к 150—160 Р.

Основными драйверами падения служили ограниченный дефолт компании и продажи акций НПФ «Достойное будущее». Возможно, худшее для «РуссНефти» уже позади: по итогам девяти месяцев 2021 года у компании умеренная долговая нагрузка по мультипликатору net debt / EBITDA. Да и в целом по мультипликаторам она выглядит очень дешево и привлекательно как по своим историческим меркам, так и относительно конкурентов.

Почему акции могут упасть

Зависимость от конъюнктуры. Во многих обзорах нефтяных компаний, например «Роснефти», мы уже обсуждали, что они значительно зависят от конъюнктуры, а именно от цен на нефть и ограничений на ее добычу. Если конъюнктура ухудшится, это негативно скажется на финансовых показателях и котировках акций нефтяных компаний и в частности «РуссНефти».

Не самая большая рыба. Безусловно, «РуссНефть» — крупная компания: выручка за девять месяцев 2021 года, которая составляет практически 160 млрд рублей, говорит сама за себя. Вместе с тем все познается в сравнении: у относительно небольшой по меркам российских публичных нефтяных компаний «Башнефти» за тот же период выручка практически 600 млрд рублей. Но все это меркнет на фоне показателей «Лукойла» и «Роснефти», выручка которых за этот период значительно превысила 6 трлн рублей.

Кроме того, публичные конкуренты «РуссНефти» — это вертикально интегрированные компании, в состав которых входят нефтеперерабатывающие заводы и собственные сети АЗС. Безусловно, такая модель бизнеса более устойчива, что хорошо показал нефтяной кризис 2020 года, из которого эти компании выбрались не без потерь, но многие даже остались прибыльными.

  Обзор Harley-Davidson: это чоппер, детка

Ну и не забываем про не самый сильный фундамент бизнеса «РуссНефти»: большую концентрацию покупателей, ожидаемый небольшой рост добычи, наращивание запасов за счет трудноизвлекаемых и нетрадиционных.

Дивиденды. Пока компания не платит дивиденды по обыкновенным акциям, это невыгодно отличает ее от большинства публичных конкурентов по отрасли. Например, тот же «Лукойл», по ожиданиям некоторых аналитиков, в течение ближайших нескольких лет будет обеспечивать двузначную дивидендную доходность своим акционерам. Еще стоит отметить, что дивидендная политика «РуссНефти» в нынешней редакции не самая прозрачная, так как предполагает не просто распространенные 50% чистой прибыли, а с некоторыми корректировками.

Политика. Как ни странно, но частная «РуссНефть» может пострадать и уже страдала из-за политики сразу по нескольким пунктам:

  1. В то время, когда государственная «Роснефть» и другие российские нефтяные компании не перезаключили контракт с Беларусью на поставку нефти на 2020 год, «РуссНефть» сделала это. Вполне вероятно, что в той ситуации была немалая доля политики в отношениях между Россией и Беларусью — и неизвестно, как на такие шаги компании отреагировали в Кремле.
  2. Санкции Евросоюза в отношении Михаила Гуцериева мы уже обсудили. Это тоже негативный момент для «РуссНефти».
  3. Геополитическая напряженность в начале 2022 года вызвала значительное снижение российского фондового рынка — и тут уже «РуссНефти» досталось просто за компанию. Сложно сказать, как эта ситуация разрешится, но, возможно, падение продолжится.

С ней не соскучишься. Выше мы уже рассматривали, что за свою не самую долгую историю «РуссНефть» много раз меняла состав акционеров, прямо или косвенно участвовала в таких не самых приятных вещах, как дефолты, реструктуризации и урегулирования огромных долгов. Не факт, что череда этих историй закончена. Например, уже упоминавшийся НПФ «Достойное будущее» на конец 2021 года владел более 3,8 млн акций «РуссНефти». Возможно продолжение продажи этого пакета акций компании, что будет давить на котировки, и не забываем про «Траст», который еще несколько лет назад также планировал реализовать их.

ESG. Ну и, конечно же, раз речь идет о нефтяной компании, никак нельзя забывать про риски, связанные с так популярным сейчас ESG. Вполне вероятно, что эта тема будет и дальше набирать обороты.

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Обзор «РуссНефти»: нефтегазовая компания не без проблем

Мультипликаторы некоторых публичных нефтяных компаний России за 9 месяцев 2021 года

P / E ROE Net debt / EBITDA
«Лукойл» 7,93 12,6% 0,01
«Роснефть» 5,29 20,8% 2,54
«Газпром-нефть» 5,10 18,4% 0,31
«Татнефть» 7,19 18,8% −0,04
«Башнефть» 4,89 9,6% 1,05
«РуссНефть» 2,69 42,9% 1,17

Мультипликаторы «РуссНефти» по годам

P / E ROE Net debt / EBITDA
2017 16,2 21,5% 2,66
2018 9,26 28,3% 1,97
2019 6,64 39,2% 1,55
2020 Убыток Убыток Отрицательная EBITDA
9м2021 2,69 42,9% 1,17

Выручка некоторых публичных нефтяных
компаний России за 9 месяцев 2021 года, млрд рублей

«Лукойл» 6667
«Роснефть» 6224
«Газпром-нефть» 2162
«Татнефть» 897
«Башнефть» 596
«РуссНефть» 159

6667

В итоге

«РуссНефть» — крупная нефтегазовая компания с довольно бурной историей. Она понемногу наращивает бизнес, а улучшения в нефтяной отрасли помогли упрочить ее финансовое положение и решить самые насущные проблемы с долгами.

Сейчас котировки акций «РуссНефти» находятся на исторических минимумах, а значения ее мультипликаторов довольно привлекательны. Возможное начало выплаты дивидендов по обыкновенным акциям может стать триггером значительного роста их котировок. Вместе с тем по фундаментальным показателям и размеру бизнеса компания значительно уступает всем крупным публичным конкурентам по отрасли, а некоторым — очень значительно.

Как итог, «РуссНефть» — это рискованная инвестиция, вряд ли подходящая консервативным инвесторам, но потенциально она может дать хорошую доходность, если рынок переоценит акции компании на фоне каких-либо положительных событий.

Пролистать наверх