Review of key operating results of Novatek in 2021 year

Обзор ключевых операционных результатов «Новатэка» в 2021 году

Novatek (MCX: NVTK) - the second company in Russia in terms of production and sales of natural gas and one of the world leaders in terms of proven reserves. The main part of the company's natural gas is sold through the Unified Gas Supply System in the Russian market, and a smaller part is processed at own and joint plants and sold abroad in the form of liquefied natural gas - LNG.

13 In January, the company published preliminary operating results for 2021, that look ambiguous. Despite rising natural gas prices in Europe to record levels amid increased demand, LNG export volumes fell by the end of the year by 11% from the low base of 2020. At the same time, the total volume of hydrocarbon production was a record for the business.

In this review, we will assess the dynamics of the main production indicators, to draw a conclusion about, what awaits investors in the upcoming financial statements for 2021. But first, I propose to understand, what happened on the global gas market last year and why prices at gas hubs reached unprecedented levels.

Disclaimer: if we write, that something went up or down by X%, then by default we mean a comparison with the report data for the same period last year, unless otherwise stated.

Position in the industry

In my opinion, in 2021, there was not just a crisis in the gas industry, a real revolution: literally before our eyes a new independent market has appeared. Decades before that., since the 60s of the last century, world gas prices were tied to the price of the oil basket. However, in recent years, the price of long-term gas supply contracts has become increasingly dependent on short-term exchange prices at European gas hubs due to changes in the calculation formula..

To a large extent, this is due to the development of LNG projects and the desire of European consumers to benefit from market pricing against the backdrop of growing competition from gas producers.. The turning point has come in 2020, when Gazprom lost the court in Stockholm and renegotiated the terms of the contract in favor of a greater peg to spot prices.

In 2021, a "perfect storm" occurred in the gas market, when several negative factors led to a shortage of gas in European markets and an unprecedented increase in prices at the largest gas hubs. At the moment, the price of contracts reached 2200 $ for 1000 m2, however, it was then adjusted more than two and a half times and by 17 January 2022 traded in the area 900 $ for 1000 m2.

  Central Bank obliges investors to be tested

The Russian gas market was on the sidelines. The fact, that gas prices in the domestic market are strictly regulated by the state, therefore less volatile, and the price tag for Russian consumers is several times lower, than for European.

Обзор ключевых операционных результатов «Новатэка» в 2021 году

Mining

Hydrocarbons.
Based on the results of 12 in the months of 2021, the volume of hydrocarbon production, taking into account the share in joint ventures, reached a record 626 million barrels of oil equivalent. At the same time, the growth of production year-on-year amounted to only 3%. Average daily production amounted to about 1.72 million BOE per day.

The dynamics are not impressive, however, it is worth noting, that Novatek even in the crisis year of 2020 increased, and did not reduce the volume of hydrocarbon production and demonstrated the amazing resistance of production to crisis phenomena.

Natural gas.
Production increased by the same 3% and reached a historic high of 79.89 billion cubic meters. The growth in production is associated with the gradual reach of the design capacity of the Severo-Russkoye field, which was launched at the end of 2019.

Production growth at the North-Russian field compensated for the reduction in the production of liquid hydrocarbons in mature fields, as a result, total production remained almost at the level of 2020 and amounted to 12.3 million tons.

Production dynamics at the end of the period

2017 2018 2019 2020 2021
Hydrocarbons, million boe 513,3 549,1 589,9 608,2 626,0
Average daily production, million boe per day 1,41 1,5 1,62 1,66 1,72
Natural gas, billion cubic meters 63,4 68,81 74,7 77,37 79,89
Liquid hydrocarbons, million tons 11,77 11,8 12,15 12,24 12,3

Sales

Despite Novatek's leadership in LNG development in Russia, liquefied natural gas sales still represent a small share of total sales. The main volume of natural gas produced is piped to Russian consumers.

In total, in 2021, the company sold 75.81 billion cubic meters of gas, of which 67.87 billion cubic meters accounted for Russia. At the same time, export supplies collapsed on 11% — up to 7.94 billion cubic meters.

Such an outcome seems illogical given the increased demand for LNG from Asia and Europe in 2021 and favorable export prices..

The fact, that for the sale of LNG for export, the company acquires the required volumes from its own joint ventures Yamal LNG and Cryogas-Vysotsk. At the same time, Novatek seeks to switch to direct sales of LNG by its joint ventures under long-term contracts.. Such a scheme allows you to be less dependent on short-term market conditions..

  RECEIVING DIVIDENDS OF RUSSIAN AND FOREIGN COMPANIES

The availability of long-term supply contracts allows management to predict future volumes and prices of supplies abroad, which increases business resilience and reduces the risks of high volatility in the market.

As a result, in 2021, Novatek began to buy less LNG for resale and increased the share of sales through the Joint Venture Yamal LNG.. This will negatively affect sales revenue in the financial statements for the year, but will have a positive impact on the share of profits of joint ventures, taking into account current gas prices in Europe.

Dynamics of natural gas sales for the year by markets, billion cubic meters

Russia International General
2017 64,9 0,1 65
2018 66,07 6,06 72,13
2019 65,65 12,8 78,45
2020 66,69 8,89 75,62
2021 67,87 7,94 75,81

What's the bottom line?

For four years in a row, Novatek has been updating historical highs in hydrocarbon production. However, growth this year was modest against the background of the depletion of a number of mature fields and restrictions on oil production by OPEC+. On the other hand, high hydrocarbon prices guarantee record revenue by the end of 2021.

Fall in gas export sales, in my opinion, do not be afraid. Gradual transition to direct deliveries through joint ventures under long-term contracts seems to be the right strategy. The last two years have shown, how volatile the spot gas market can be and how dangerous is the dependence of producers and consumers on the current market conditions, when it is impossible to reliably predict the volumes and prices of future supplies.

In my opinion, current high prices at gas hubs are an anomaly, related to several factors, about which I wrote above. In the future, prices will stabilize at lower levels as the balance in the world market is restored.

In May last year, Novatek launched the fourth stage of the Yamal LNG plant and increased its design capacity by another 0.9 million tons of LNG per year., up to 17.4 million tonnes. Besides, the company signed an agreement to attract additional financing for the construction of the Arctic LNG-2 LNG plant in the amount of up to 5.7 billion euros. The design capacity of the enterprise will be 19.8 million tons of LNG per year, and the launch of the first line is scheduled for 2023.

After reaching the design capacity, the plant will become one of the largest in the world and the largest in Russia, which will strengthen Novatek's position in the international LNG market.

  Better, than expected: Apple stock rose by 5% after a strong report

I will also note, that Novatek has significant hydrocarbon reserves, which reached by the end of 2021 16.4 billion barrels of oil equivalent according to SEC standards, including 2.26 trillion cubic meters of gas and 189 million tons of liquid hydrocarbons.

Scroll up

Обзор ключевых операционных результатов «Новатэка» в 2021 году

Обзор ключевых операционных результатов «Новатэка» в 2021 году

«Новатэк» (MCX: NVTK) — вторая компания в России по объемам добычи и реализации природного газа и один из мировых лидеров по объемам доказанных запасов. Основную часть природного газа компания реализует по Единой системе газоснабжения на российском рынке, а меньшая часть перерабатывается на собственных и совместных заводах и продается за рубеж в виде сжиженного природного газа — СПГ.

13 января компания опубликовала предварительные операционные итоги 2021 года, которые выглядят неоднозначно. Несмотря на рост цен на природный газ в Европе до рекордных уровней на фоне повышенного спроса, объемы экспорта СПГ упали по итогам года на 11% от низкой базы 2020 года. При этом общий объем добычи углеводородов оказался рекордным для бизнеса.

В этом обзоре оценим динамику основных производственных показателей, чтобы сделать вывод о том, что ожидает инвесторов в предстоящей финансовой отчетности по итогам 2021 года. Но для начала предлагаю разобраться, что вообще произошло на мировом газовом рынке в прошлом году и почему цены на газовых хабах достигли небывалых отметок.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Положение в отрасли

На мой взгляд, в 2021 году в газовой отрасли случился не просто кризис, а настоящая революция: буквально на наших глазах появился новый самостоятельный рынок. Многие десятилетия до этого, с 60-х годов прошлого века, мировые цены на газ были привязаны к цене нефтяной корзины. Однако в последние годы цена долгосрочных контрактов на поставку газа все больше зависит от краткосрочных биржевых цен на европейских газовых хабах из-за изменения формулы расчета.

В значительной степени это связано с развитием СПГ-проектов и желанием европейских потребителей получить выгоду от рыночного ценообразования на фоне роста конкуренции со стороны производителей газа. Переломный момент наступил в 2020 году, когда «Газпром» проиграл суд в Стокгольме и пересмотрел условия контракта в пользу большей привязки к спотовым ценам.

В 2021 году на газовом рынке произошел «идеальный шторм», когда сразу несколько негативных факторов привели к дефициту газа на европейских рынках и беспрецедентному росту цен на крупнейших газовых хабах. В моменте цена контрактов достигала 2200 $ за 1000 м³, однако затем корректировалась более чем в два с половиной раза и на 17 января 2022 года торговалась в районе 900 $ за 1000 м³.

  Обзор операционных и финансовых результатов «Лукойла» за 9 месяцев 2021 года

Российский газовый рынок оказался в стороне. Дело в том, что цены на газ на внутреннем рынке жестко регулируются государством, поэтому менее волатильны, а ценник для российских потребителей в разы ниже, чем для европейских.

Обзор ключевых операционных результатов «Новатэка» в 2021 году

Добыча

Углеводороды.
По итогам 12 месяцев 2021 года объем добычи углеводородов с учетом доли в совместных предприятиях достиг рекордных 626 млн баррелей нефтяного эквивалента. При этом рост добычи год к году составил лишь 3%. Среднесуточная добыча составила около 1,72 млн БНЭ в сутки.

Динамика не впечатляет, однако стоит отметить, что «Новатэк» даже в кризисном 2020 году увеличил, а не сократил объемы добычи углеводородов и продемонстрировал удивительную устойчивость производства к кризисным явлениям.

Природный газ.
Добыча выросла на те же 3% и достигла исторического максимума — 79,89 млрд кубометров. Рост добычи связан с постепенным выходом на проектную мощность Северо-Русского месторождения, которое запустили в конце 2019 года.

Рост добычи на Северо-Русском месторождении компенсировал сокращение добычи жидких углеводородов на зрелых месторождениях, в результате общая добыча осталась практически на уровне 2020 года и составила 12,3 млн тонн.

Динамика добычи на конец периода

2017 2018 2019 2020 2021
Углеводороды, млн БНЭ 513,3 549,1 589,9 608,2 626,0
Среднесуточная добыча, млн БНЭ в сутки 1,41 1,5 1,62 1,66 1,72
Природный газ, млрд кубометров 63,4 68,81 74,7 77,37 79,89
Жидкие углеводороды, млн тонн 11,77 11,8 12,15 12,24 12,3

Продажи

Несмотря на лидерство «Новатэка» в сфере развития СПГ в России, продажи сжиженного природного газа все еще составляют незначительную долю в общих продажах. Основной объем добытого природного газа поступает по трубам российским потребителям.

Всего в 2021 году компания реализовала 75,81 млрд кубометров газа, из них 67,87 млрд кубометров пришлось на Россию. При этом экспортные поставки рухнули на 11% — до 7,94 млрд кубометров.

Такой итог кажется нелогичным с учетом повышенного спроса на СПГ со стороны Азии и Европы в 2021 году и благоприятных цен экспортных поставок.

Дело в том, что для продажи СПГ на экспорт компания приобретает требуемые объемы у собственных совместных предприятий «Ямал СПГ» и «Криогаз-Высоцк». При этом «Новатэк» стремится перейти на прямые продажи СПГ своими совместными предприятиями по долгосрочным контрактам. Такая схема позволяет меньше зависеть от краткосрочной рыночной конъюнктуры.

  Инвестидея: Fortive, потому что промышленность сама себя не автоматизирует

Наличие долгосрочных контрактов на поставку позволяет менеджменту прогнозировать будущие объемы и цены поставок за рубеж, что повышает устойчивость бизнеса и снижает риски высокой волатильности на рынке.

В результате в 2021 году «Новатэк» стал закупать меньше СПГ для перепродажи и увеличил долю продаж через совместное предприятие «Ямал СПГ». Это негативно повлияет на выручку от продаж в финансовой отчетности по итогам года, но позитивно отразится на доле в прибыли совместных предприятий с учетом текущих цен на газ в Европе.

Динамика продаж природного газа за год по рынкам, млрд кубометров

Россия Международные Общие
2017 64,9 0,1 65
2018 66,07 6,06 72,13
2019 65,65 12,8 78,45
2020 66,69 8,89 75,62
2021 67,87 7,94 75,81

Что в итоге

Уже четыре года подряд «Новатэк» обновляет исторические максимумы по добыче углеводородов. Однако рост в этом году оказался скромным на фоне истощения ряда зрелых месторождений и ограничений на добычу нефти со стороны ОПЕК+. С другой стороны, высокие цены на углеводороды гарантируют рекордную выручку по итогам 2021 года.

Падения экспортных продаж газа, на мой взгляд, бояться не стоит. Постепенный переход на прямые поставки через совместные предприятия по долгосрочным контрактам кажется правильной стратегией. Последние два года показали, насколько волатильным может быть спотовый рынок газа и насколько опасна зависимость производителей и потребителей от текущей рыночной конъюнктуры, когда невозможно надежно прогнозировать объемы и цены будущих поставок.

На мой взгляд, текущие высокие цены на газовых хабах — это аномалия, связанная с несколькими факторами, о которых я писал выше. В будущем цены стабилизируются на более низких отметках по мере восстановления баланса на мировом рынке.

В мае прошлого года «Новатэк» запустил четвертую очередь завода «Ямал СПГ» и увеличил проектную мощность еще на 0,9 млн тонн СПГ в год, до 17,4 млн тонн. Кроме того, компания подписала договор о привлечении дополнительно финансирования на строительство СПГ-завода «Арктик СПГ-2» на сумму до 5,7 млрд евро. Проектная мощность предприятия составит 19,8 млн тонн СПГ в год, а запуск первой линии запланирован на 2023 год.

После выхода на проектную мощность завод станет одним из крупнейших в мире и самым крупным в России, что укрепит позиции «Новатэка» на международном рынке СПГ.

  Обзор: как санкции за Синьцзян могут отразиться на инвесторах

Отмечу также, что «Новатэк» обладает значительными запасами углеводородов, которые достигли по итогам 2021 года 16,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента по стандартам SEC, включая 2,26 трлн кубометров газа и 189 млн тонн жидких углеводородов.

Пролистать наверх