How to assess the company's debts

Как оценивать долги компании

In most people's lives, debt is most often associated with financial difficulties and has negative connotations.. For companies, debts are natural and sometimes necessary for the functioning of the business and further development.

Why do companies borrow money? The presence of a debt burden is typical for companies at the stage of growth, and in a mature state. Borrowed funds are most often attracted for the purchase of raw materials and materials - replenishment of working capital or the implementation of investment projects and the purchase of other businesses (M&A deals).

Mature companies can finance it all with those profits., which they receive. But it may be more profitable for them to borrow money now and give it back with interest., than limit yourself to your own funds. This happens in the event, when the profitability of a business or project is higher, than the leveraged rate. Growing companies without debt can sometimes find it very difficult to reach this scale, when investments start to pay off.

Companies pay for such a "booster" with financial stability - by borrowing funds, they increase their risks. It turns out, that up to a certain level, the growth of the debt burden is good, but at some point the risks become tangible and it becomes dangerous to borrow money further. To understand this mechanism, it is important to assess and analyze the debt burden..

Where to begin

First, let's analyze, what is total debt.

Total debt - a set of loans and borrowings, attracted by the company. You can calculate it according to the balance sheet data.. In the most common sense, it corresponds to the sum of short-term and long-term loans and credits.

In the balance sheet of Severstal it looks like this:

At the end of the III quarter 2021 r. total debt of Severstal was $1815 million.

However, the more representative indicator is net debt.

Net debt Is the total debt minus short-term most liquid funds, which usually include money and cash equivalents.

Net debt from Severstal's balance sheet at the end of Q3 2021 r. was $1534 million. Many companies publish the value of net debt in press releases to financial statements.

Worth saying, that individual companies may have different methods of calculating total and net debt due to industry, accounting or other features. However, most often, to understand the general picture of the given calculation, it is enough.

  Historical asset performance. Managed by an individual broker

Also sometimes there is a situation, when net debt is negative. It means, that the amount of cash exceeds the volume of loans and borrowings. For instance, Raspadskaya's net debt since the second half of the year 2017 r. up to the first half of the year 2021 r. was negative. Then the company used the accumulated funds and attracted loans to purchase Yuzhkuzbassugol, thereby more than doubling coal production.

The value of total or net debt alone does little, but the indicator is needed to calculate the odds, which will help to analyze the financial condition.

Analysis coefficients

The most common and frequently encountered indicator is net debt / EBITDA ratio (Net Debt/EBITDA). The numerator is net debt at the end of the period, the denominator is EBITDA for the last 12 months (LTM). Ratio shows, how many years will the company need, to pay off all net debt at the expense of EBITDA.

For instance, EBITDA of Severstal for the last 12 months was $3029 million. Net debt / EBITDA ratio - 0.52х. That is, Severstal needs to work for six months., to pay off the net debt in full.

A comfortable level is considered a value up to 3x. For fast-growing companies, an indicator of up to 4x is acceptable. A ratio above this value means, that you need to study the company more closely: possibly, she has problems.

Consider next leverage ratio (Debt To Equity Ratio), which is calculated as the ratio of total debt to equity. He shows, in what proportion the company's activities are financed from own funds, and in which - from borrowed. The lower the indicator, the higher is the share of own financing and the more stable the company is.

Severstal has a coefficient of 0.42x. A good level is considered to be a coefficient of up to 2x, but large, for sustainable companies the indicator may be higher.

Interest coverage ratio (Interest Coverage Ratio; ICR) represents the ratio of EBIT to interest payable for the period over the last 12 months. EBIT is similar to EBITDA, but takes into account depreciation and impairment of assets. The multiplier reflects the company's ability to pay off interest on loans at the expense of funds from operating activities. That is, the coefficient must be at least higher than 1x, in this case, the funds will only be enough to pay off interest, but not the body of duty. Comfort levels start at about 3 and up.

Severstal has an interest coverage ratio of 33.2x. That is, the company can easily service debts through operating activities.

  WORK OF A NYSE SPECIALIST

These indicators are sufficient to obtain an initial assessment of the company's debt status.. At the same time, you need to understand, that in certain industries, in companies at different stages of development and in some cases the assessment needs to be adjusted, and for a deeper understanding of the situation, it is worth understanding the specifics of the company's functioning. Below we will consider several features of industries and companies., debt-related.

Features of industries and individual companies

In terms of debt burden, RUSAL's case is interesting. Until recently, the company was considered one of the most heavily credited on the Russian public market - at the end 2020 r. net debt / EBITDA ratio reached 6.4x, interest coverage ratio was 3.1x, and the leverage ratio was 1.2x.

Considering the odds, we can conclude, that the company's debt burden is relatively high. Net debt / EBITDA above the industry average. ICR near lower comfort levels.

It is worth considering, that RUSAL controls 26,25% Norilsk Nickel shares, the market value of which is now about 927 billion rubles and in 1,6 times the total debt of the company at the end of the 1st half of the year 2021 r. That is, in case of financial problems, RUSAL could sell a stake in Norilsk Nickel, and the proceeds would be more than enough to pay off debts.

Another case is that MTS has a leverage ratio at the end of the first half of the year 2021 r. is 52.9x at normal levels up to 2x. The thing is, that the company has relatively little capital, since almost all retained earnings are channeled to dividends. At the same time, there are no obvious reasons for concern - MTS business is mature, stable and weakly dependent on economic cycles. Net debt / EBITDA ratio is 1.6x, а ICR — 8,2х.

Aeroflot's case is interesting, that when calculating the net debt / EBITDA ratio at the end of the 1st half of the year 2021 r. 0.2x is obtained in the standard way - more than a comfortable value. However, to understand the big picture, it is worth adding to the net debt calculation of the aircraft lease liability., engines, the property. In this case, it comes out already 24.4x, which is much higher than normal values.

Debt load of the company increased due to restrictions on air traffic and falling EBITDA. High Net Debt / EBITDA reflects, that the company has problems, however, this does not mean, that the company will soon go bankrupt. Need to understand, that Aeroflot is strategically important for the state, which means, can count on support during difficult times. For instance, relatively recently, the group underwent additional capitalization due to an additional issue of shares.

  Adobe Releases 2Q Cash Results 2021 of the year

Retail has a similar situation with the impact of lease on debt burden.. for example, Net debt / EBITDA ratio of Magnit under IAS 17 (where store rent is not included in the net debt calculation) is 1.9x at the end of the third quarter 2021 g., and according to new IFRS standards 16 (including rent) the same indicator increases to 3.5x. Moreover, such levels can be called comfortable for the industry., as the business is mature and stable and relatively weakly dependent on the state of the economy.

Continuing to consider industry specifics, it is worth paying attention to agricultural enterprises, in particular, Rusagro and Cherkizovo. Net debt / EBITDA at Cherkizovo at the end of the 1st half of the year 2021 r. was at 2.6x, Rusagro - 1.6x. However, the actual pressure of debt on the financial condition of companies is less due to subsidies from the state..

FROM 2017 r. accredited banks provide soft loans to agricultural producers at a reduced rate. Effective Debt Cost Cherkizovo (interest expenses for the last 12 months, divided by total debt) at the end of the first half of the year was 4,2%, and the share of subsidized loans - 53%.

In this way, at a reduced rate, companies can afford to attract large amounts of debt financing, while remaining financially stable.

A feature of the debt burden of developers is the use of escrow accounts. Due to regulatory changes, the money of buyers of real estate under construction ends up in the bank, the developer gets access to money only when the house is rented out.

This creates a situation, when there is money, but they are frozen. Excluding escrow accounts, PIK's net debt at the end of the 1st half of the year 2021 r. was 284,6 RUB billion, and taking into account funds on escrow accounts - 121,8 RUB billion, or in 2,3 times less.

Here you need to focus on that calculation, which is needed for a specific purpose. To assess the debt burden at the moment, more representative indicator excluding escrow accounts, since the company now does not have access to these funds. However, in the longer term, as construction is completed, the developer will receive these funds, which means, will be able to reduce debt burden.

More useful information for investors you will find on BCS Express.

Scroll up

Как оценивать долги компании

Как оценивать долги компании

В жизни большинства людей долги чаще всего ассоциируются с финансовыми трудностями и имеют негативный подтекст. Для компаний долги — естественны и порой необходимы для функционирования бизнеса и дальнейшего развития.

Для чего компании занимают деньги? Наличие долговой нагрузки характерно для компаний как на стадии роста, так и в зрелом состоянии. Заемные средства чаще всего привлекаются для закупки сырья и материалов — пополнения оборотного капитала или реализации инвестиционных проектов и покупки других бизнесов (M&A сделки).

Зрелые компании могут финансировать все это за счет той прибыли, которую они получают. Но им может быть выгоднее занять деньги сейчас и отдать их с процентами, чем ограничиваться собственными средствами. Это происходит в том случае, когда рентабельность бизнеса или проекта выше, чем ставка по заемным средствам. Растущим компаниям без привлечения долга иногда бывает очень сложно выйти на такие масштабы, когда вложения начнут окупаться.

За такой «бустер» компании расплачиваются финансовой устойчивостью — занимая средства, они повышают для себя риски. Получается, что до определенного уровня рост долговой нагрузки идет на благо, но в какой-то момент риски становятся ощутимыми и занимать деньги дальше становится опасно. Для понимания этого механизма важно оценивать и анализировать долговую нагрузку.

С чего начать

Для начала разберем, что такое общий долг.

Общий долг — совокупность кредитов и займов, привлеченных компанией. Посчитать его можно по данным бухгалтерского баланса. В наиболее распространенном смысле он соответствует сумме краткосрочных и долгосрочных займов и кредитов.

В бухгалтерском балансе Северстали это выглядит так:

На конец III квартала 2021 г. общий долг Северстали составлял $1815 млн.

Однако более репрезентативен показатель чистый долг.

Чистый долг — это общий долг за вычетом краткосрочных наиболее ликвидных средств, к которым обычно относят деньги и денежные эквиваленты.

Из баланса Северстали чистый долг на конец III квартала 2021 г. составлял $1534 млн. Многие компании публикуют значение чистого долга в пресс-релизах к финансовой отчетности.

Стоит сказать, что у отдельных компаний способы расчета общего и чистого долга могут различаться из-за отраслевых, учетных или других особенностей. Однако чаще всего для понимания общей картины приведенного расчета бывает достаточно.

  Что такое таблетка от жадности ?

Также иногда встречается ситуация, когда чистый долг отрицательный. Это значит, что сумма денежных средств превышает объем кредитов и займов. К примеру, чистый долг Распадской со II полугодия 2017 г. до I полугодия 2021 г. был отрицательным. Затем компания использовала накопленные средства и привлеченные кредиты на покупку Южкузбассугля, тем самым более чем удвоив добычу угля.

Само по себе значение общего или чистого долга мало что дает, но показатель нужен для расчета коэффициентов, которые и помогут проанализировать финансовое состояние.

Коэффициенты для анализа

Наиболее распространенный и часто встречающийся показатель — отношение чистый долг/EBITDA (Net Debt/EBITDA). В числителе идет чистый долг на конец периода, в знаменателе — показатель EBITDA за последние 12 месяцев (LTM). Коэффициент показывает, сколько лет потребуется компании, чтобы за счет EBITDA погасить весь чистый долг.

К примеру, показатель EBITDA Северстали за последние 12 месяцев составлял $3029 млн. Отношение чистый долг/EBITDA — 0,52х. То есть Северстали нужно работать полгода, чтобы полностью погасить чистый долг.

Комфортным уровнем считается значение до 3х. Для быстрорастущих компаний приемлем показатель до 4х. Отношение выше этого значения означает, что нужно изучить компанию более внимательно: возможно, у нее есть проблемы.

Следующим рассмотрим коэффициент финансового рычага (Debt To Equity Ratio), который рассчитывается как отношение общего долга к собственному капиталу. Он показывает, в какой пропорции деятельность компании финансируется за счет собственных средств, а в какой — из заемных. Чем ниже показатель, тем выше доля собственного финансирования и тем компания устойчивее.

У Северстали коэффициент составляет 0,42х. Хорошим уровнем принято считать коэффициент до 2х, но у крупных, устойчивых компаний показатель может быть выше.

Коэффициент покрытия процентов (Interest Coverage Ratio; ICR) представляет собой отношение показателя EBIT к процентам к уплате за период за последние 12 месяцев. EBIT аналогичен EBITDA, но учитывает амортизацию и обесценение активов. Мультипликатор отражает способность компании гасить проценты по кредитам за счет средств от операционной деятельности. То есть коэффициент должен быть как минимум выше 1х, в таком случае средств будет хватать только на гашение процентов, но не тела долга. Комфортные уровни начинаются примерно от 3х и выше.

У Северстали коэффициент покрытия процентов составляет 33,2х. То есть компания без проблем может обслуживать долги за счет операционной деятельности.

  Как участвовать в IPO ?

Этих показателей достаточно для получения первичной оценки долгового состояния компании. При этом нужно понимать, что в определенных отраслях, в компаниях на разных стадиях развития и в отдельных случаях оценку нужно корректировать, а для более глубокого понимания ситуации стоит разобраться в специфике функционирования компании. Ниже рассмотрим несколько особенностей отраслей и компаний, связанных с долговой нагрузкой.

Особенности отраслей и отдельных компаний

В плане долговой нагрузки интересен кейс РУСАЛа. До недавнего времени компания считалась одной из наиболее закредитованных на российском публичном рынке — на конец 2020 г. отношение чистый долг/EBITDA достигало 6,4х, коэффициент покрытия процентов составлял 3,1х, а коэффициент финансового рычага был на уровне 1,2х.

Рассматривая коэффициенты, можно сделать вывод, что долговая нагрузка компании сравнительно высокая. Чистый долг/EBITDA выше средних значений по отрасли. ICR вблизи нижних значений комфортных уровней.

При этом стоит учитывать, что РУСАЛ контролирует 26,25% акций Норникеля, рыночная стоимость которого сейчас составляет около 927 млрд ₽ и в 1,6 раза превышает общий долг компании на конец I полугодия 2021 г. То есть в случае финансовых проблем РУСАЛ мог бы продать пакет акций Норникеля, а вырученных средств с лихвой бы хватило погасить долги.

Другой случай — у МТС коэффициент финансового рычага на конец I полугодия 2021 г. составляет 52,9х при нормальных уровнях до 2х. Дело в том, что у компании сравнительно маленький капитал, так как почти вся нераспределенная прибыль направляется на дивиденды. При этом очевидных причин для беспокойства нет — бизнес МТС зрелый, стабильный и слабо зависит от экономических циклов. Отношение чистый долг/EBITDA составляет 1,6х, а ICR — 8,2х.

Кейс Аэрофлота интересен тем, что при расчете коэффициента чистый долг/EBITDA на конец I полугодия 2021 г. стандартным образом получается 0,2х — более чем комфортное значение. Однако для понимания общей картины стоит добавлять в расчет чистого долга обязательства по аренде за самолеты, двигатели, недвижимость. В таком случае выходит уже 24,4х, что намного выше нормальных значений.

Долговая нагрузка компании выросла из-за ограничений на авиасообщение и падения EBITDA. Высокий Net Debt/EBITDA отражает, что у компании проблемы, однако это не значит, что компания скоро станет банкротом. Нужно понимать, что Аэрофлот стратегически важен для государства, а значит, может рассчитывать на поддержку в сложные периоды. К примеру, относительно недавно прошла докапитализация группы за счет допэмиссии акций.

  5 ошибок начинающих инвесторов: как не надо анализировать отчётность компаний

Схожая ситуация с влиянием аренды на долговую нагрузку есть у ритейла. Например, отношение чистый долг/EBITDA Магнита по стандартам МСБУ 17 (где аренда магазинов не входит в расчет чистого долга) составляет 1,9х на конец III квартала 2021 г., а по новым стандартам МСФО 16 (с учетом аренды) аналогичный показатель увеличивается до 3,5х. При этом такие уровни можно назвать комфортными для отрасли, так как бизнес зрелый и устойчивый и относительно слабо зависит от состояния экономики.

Продолжая рассматривать отраслевые особенности, стоит обратить внимание на сельскохозяйственные предприятия, в частности, Русагро и Черкизово. Показатель чистый долг/EBITDA у Черкизово на конец I полугодия 2021 г. был на уровне 2,6х, Русагро — 1,6х. Однако фактическое давление долга на финансовое состояние компаний меньше за счет субсидий от государства.

С 2017 г. аккредитованные банки предоставляют льготные кредиты сельхозпроизводителям по сниженной ставке. Эффективная стоимость долга Черкизово (процентные расходы за последние 12 месяцев, деленные на общий долг) на конец I полугодия составляла 4,2%, а доля субсидируемых кредитов — 53%.

Таким образом, по сниженной ставке компании могут позволить себе привлекать большие объемы долгового финансирования, оставаясь при этом финансово устойчивыми.

Особенностью долговой нагрузки застройщиков является использование эскроу-счетов. Из-за регуляторных изменений деньги покупателей строящейся недвижимости попадают в банк, застройщик получает доступ к деньгам лишь когда дом сдается.

Это создает ситуацию, когда деньги есть, но они заморожены. Без учета эскроу-счетов чистый долг ПИКа на конец I полугодия 2021 г. составлял 284,6 млрд ₽, а с учетом денежных средств на эскроу-счетах — 121,8 млрд ₽, или в 2,3 раза меньше.

Здесь нужно ориентироваться на тот расчет, который нужен для определенной цели. Чтобы оценить долговую нагрузку в моменте, более репрезентативен показатель без учета эскроу-счетов, так как доступа к этим средствам компания сейчас не имеет. Однако на более долгосрочном горизонте, по мере завершения строительства, застройщик эти средства получит, а значит, сможет снизить долговую нагрузку.

Больше полезной информации для инвесторов вы найдете на BCS Express.

Пролистать наверх