We study the operating results of Transneft for 2021 year

Изучаем операционные результаты «Транснефти» за 2021 год

"Transneft" (MCX: TRNFP) operates the world's largest oil trunk pipeline system with a length of over 50 thousand kilometers, acts as a monopolist in Russia in terms of oil transportation volumes and controls one of the largest port operators in terms of cargo turnover - NCSP.

13 January, the company published preliminary financial results for 2021 and plans for 2022, and 14 January, issued a press release with the results of work on the supply of oil and petroleum products in the past year.

In 2021, the company transported about 83% of all oil produced and about 29% light oil products, made in Russia.

Disclaimer: if we write, that something went up or down by X%, then by default we mean a comparison with the report data for the same period last year, unless otherwise stated.

Market situation

The main income of Transneft comes from pumping oil and oil products through its own pipelines in Russia and for export, as well as shipping oil through seaports. Therefore, the company's revenue mainly consists of two factors.: volumes of transportation of hydrocarbons and tariffs for the provision of services.

Demand and prices have recovered in the oil market in 2021 after the 2020 crisis. The largest oil producing countries gradually increased production limits as part of the OPEC + deal. Since August 2021, oil production has increased by 400 thousand barrels per day every month. Expected, that the OPEC+ deal will be valid until the end of 2022.

Due to the increase in limits, in 2021 Russia increased production volumes by 2,2% - up to 524.1 million tons. The main reason for the low dynamics is the high base of January-April 2020, when the new restrictions have not yet come into force.

A new factor will appear in 2022, restricting oil production in Russia, – lack of available reserves due to lack of investment in the industry in previous years. Back in November 2021, the largest Russian oil companies reported a decrease in available spare capacity. It is unlikely that it will be possible to quickly increase production volumes, even if OPEC+ removes all restrictions.

At the same time, world oil prices continued to rise amid strong demand due to the crisis in the gas market.. 19 January, the price of Russian Urals oil exceeded 90 $ per barrel - for the first time since 2 October 2014.

  Shenzhen stock exchange (Shenzhen Stock Exchange — SZSE)

Transneft annually publishes forecasts regarding the volumes of pumping for the current year based on the requests of shippers. I suggest that you familiarize yourself with the plans for 2022 and evaluate, to what extent the forecasts of the last year coincided with the actual data.

Oil supplies

Transneft increased the total volume of oil supplies by 2% — up to 449.7 million tons — in 2021. At first sight, dynamics are not impressive, but the prognosis was even worse: it was assumed that the flow rate would be reduced by about 1%. The stable situation on the oil market made it possible to avoid negative dynamics, thanks to which OPEC + gradually eased restrictive measures. In 2022, the company plans to repeat the success of last year and increase pumping by another 2% - up to 458.4 million tons.

Most of the oil is supplied to Russian refineries for further processing. Demand from the processing sector has increased in 2021, which led to an increase in the volume of deliveries in Russia by 6% - up to 247.9 million tons. In 2022, according to the plan, Transneft will increase pumping to Russian refineries by another 2% — up to 253.8 million tons — and will reach a new historical maximum.

In recent years, Russia has been actively modernizing old and building new processing facilities. Transneft data reflects this trend, while domestic consumption is growing, among other things, by reducing the supply of crude oil for export.

At the end of 2021, oil supplies for export to near and far abroad decreased by 3% - up to 201.8 million tons.

In the near abroad in 2021, Transneft put on 18% less oil, than a year earlier, — only 11.7 million tons. It's almost in 2 times less than the planned 21 million tons. According to the plan, deliveries to Belarus accounted for 20 million tons, in reality, 10.7 million tons came out.

Deliveries to non-CIS countries decreased by 2% - up to 190.1 million tons, - but turned out to be significantly higher than the forecasted 175.5 million tons against the backdrop of a rapid recovery of the global economy from the consequences of the coronavirus and adaptation to new conditions.

In 2021, the volume of cross-border supplies through Transneft pipelines decreased by 11%, and exports through seaports increased by 5% — mainly due to an increase in oil cargo turnover through the ports of Primorsk, Kozmino and Ust-Luga with a simultaneous drop in oil exports through the port of Novorossiysk.

Structure of oil exports to non-CIS countries in 2021 and year-on-year dynamics, million tons

Druzhba pipeline 35,9 −20,9%
Port of Novorossiysk 19,7 −4,4%
Port of Primorsk 36,3 +9,3%
Port of Kuzmino 35,1 +6,7%
Port of Ust-Luga 23,2 +5,9%
China 40 0%
  KSU : Kansas City Southern

35,9 (−20,9%)

Deliveries through the Druzhba oil pipeline dropped significantly 21% due to weak demand from Europe. Poland became the leaders in the drop in oil pumping through Druzhba (−41%), Germany (−18%) and Hungary (−11%).

Export volumes to China remain stable at 40 million tons per year. Exactly the same amount should be sent this year..

Transneft plans to increase supplies to non-CIS countries in 2022 to 194.5 million tons, and more than half of this volume will be sent through seaports.

Dynamics of oil supplies by Transneft by main directions, million tons

refinery in Russia Near Abroad Far Abroad Total
2017 243,7 18,61 215,20 477,6
2018 249,3 19,00 211,48 480,4
2019 245,9 18,6 220,3 485
2020 233,6 14,3 194,1 442,3
2021 247,9 11,7 190,1 449,7
2022 253,8 10 194,5 458,4

Supplies of petroleum products

Transneft increased the volume of supplies of petroleum products by 3% - up to 38.9 million tons, - although she predicted a drop to 36.3 million tons. Actual results were better than forecast due to the rapid recovery of oil refining volumes in Russia against the backdrop of a significant easing of restrictive measures.

The main growth driver was an increase in the supply of motor gasoline by 16% - up to 2.2 million tons - and aviation kerosene for 35% - up to 2.3 million tons. At the same time, the volume of transportation of diesel fuel, which occupies a key place in the supply, remained almost at the level of 2020 and amounted to 34.4 million tons.

It is planned to transport about 36.3 million oil products in 2022, What's on 7% less, than delivered in 2021. When planning the volume of deliveries for the coming year, Transneft management proceeds from the current requests of shippers, that's why, as we see, plans may differ markedly from actual results and are only rough guidelines for evaluating.

Oil products transportation dynamics, million tons

2017 33,1
2018 39,2
2019 37,8
2020 37,8
2021 38,9
2022 36,3

33,1

Tariffs

Transneft's activities are regulated by the state in the pipeline segment, where tariff indexation is tied to forecast inflation for the next year. If forecast inflation is lower than actual inflation, this will have a negative impact on the profitability of the business., because operating expenses are growing faster than revenues.

  Cheat sheet for investors: bonds

In 2021, tariffs for oil transportation services through the Transneft system were indexed only by 3,59%, while official inflation in Russia was 8,4% at the end of 2021. With 1 January 2022, Transneft's pumping tariffs increased by another 4,3%, which seems to be an insufficient level of indexation given the high level of inflation in Russia.

Probably, this is what affects the reduction in the volume of pumping through pipes in favor of shipment through the port infrastructure, where there is no strict regulation by the state.

Indexation of tariffs for oil transportation services through the Transneft system from 1 January

2017 3,6%
2018 3,77%
2019 3,87%
2020 3,42%
2021 3,6%
2022 4,3%

3,6%

Revenue

According to preliminary data, consolidated revenue of Transneft in 2021 increased by 12% — up to 1,077.5 billion rubles — from the low base of 2020, including 688.5 billion rubles from transportation of oil and 75.7 billion rubles from transportation of petroleum products. I will note, that the company's revenue not only exceeded pre-crisis figures, but it turned out to be a record.

For 2022, the holding predicts revenue growth of 3,5% — up to 1114.8 billion rubles, - which indicates a low potential for growth in financial indicators at the end of the current year.

Transneft's revenue dynamics, billion rubles

2017 884,3
2018 980
2019 1063,8
2020 962,4
2021 1077,5
2022 1114,8

884,3

What's the bottom line?

Real production results of Transneft in 2022 turned out to be noticeably better than its own forecasts at the beginning of last year, although the dynamics leave much to be desired. The main driver of growth is the domestic market, where it was possible to significantly increase the volume of deliveries to Russian refineries against the backdrop of the development of the oil refining industry and the recovery of demand after the crisis year of 2020.

In the structure of exports, attention should be paid to the increase in the share of deliveries through seaports due to the modernization of port infrastructure. Management plans to allocate another 23 billion rubles in 2022 to develop the infrastructure of the Novorossiysk Commercial Sea Port. This will reduce the company's dependence on pipeline exports., where the recent increase in tariffs does not beat off even the level of official inflation.

For 2022, the company sets a conservative forecast for the dynamics of export volumes and final revenue, but actual data may differ markedly from forecasts.

Scroll up

Изучаем операционные результаты «Транснефти» за 2021 год

Изучаем операционные результаты «Транснефти» за 2021 год

«Транснефть» (MCX: TRNFP) управляет крупнейшей в мире магистральной нефтепроводной системой протяженностью свыше 50 тысяч километров, выступает монополистом в России по объемам транспортировки нефти и контролирует одного из крупнейших по объемам грузооборота портовых операторов — НМТП.

13 января компания опубликовала предварительные финансовые результаты 2021 года и планы на 2022 год, а 14 января выпустила пресс-релиз с итогами работы по поставкам нефти и нефтепродуктов в прошедшем году.

В 2021 году компания транспортировала около 83% всей добываемой нефти и около 29% светлых нефтепродуктов, произведенных в России.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Ситуация на рынке

Основной доход «Транснефти» приносит прокачка нефти и нефтепродуктов по собственным трубопроводам в России и на экспорт, а также отправка нефти через морские порты. Поэтому выручка компании в основном складывается из двух факторов: объемов транспортировки углеводородов и тарифов на оказание услуг.

В 2021 году на нефтяном рынке восстановились спрос и цены после кризиса 2020 года. Крупнейшие страны — производители нефти постепенно увеличивали лимиты на добычу в рамках сделки ОПЕК+. С августа 2021 года объемы нефтедобычи ежемесячно увеличиваются на 400 тысяч баррелей в сутки. Ожидается, что сделка ОПЕК+ будет действовать до конца 2022 года.

Благодаря увеличению лимитов Россия по итогам 2021 года нарастила объемы добычи на 2,2% — до 524,1 млн тонн. Основная причина низкой динамики — высокая база января — апреля 2020 года, когда новые ограничения еще не вступили в силу.

В 2022 году появится новый фактор, ограничивающий добычу нефти в России, — отсутствие доступных резервов из-за нехватки инвестиций в отрасль за предыдущие годы. Еще в ноябре 2021 года крупнейшие российские нефтяные компании сообщали о снижении доступных свободных мощностей. Быстро нарастить объемы добычи вряд ли получится, даже если ОПЕК+ снимет все ограничения.

Одновременно с этим мировые цены на нефть продолжили рост на фоне сильного спроса из-за кризиса на газовом рынке. 19 января цена российской нефти марки Urals превысила 90 $ за баррель — впервые с 2 октября 2014 года.

  Инвестидея: Skyworks Solutions, потому что чипы спешат на помощь

«Транснефть» ежегодно публикует прогнозы относительно объемов прокачки на текущий год исходя из заявок грузоотправителей. Предлагаю ознакомиться с планами на 2022 год и оценить, насколько прогнозы прошлого года совпали с фактическими данными.

Поставки нефти

«Транснефть» увеличила общий объем поставок нефти на 2% — до 449,7 млн тонн — в 2021 году. На первый взгляд, динамика не впечатляет, но прогноз был еще хуже: предполагалось снижение прокачки примерно на 1%. Избежать негативной динамики позволила стабильная ситуация на рынке нефти, благодаря которой ОПЕК+ постепенно ослабила ограничительные меры. В 2022 году компания планирует повторить успех прошлого года и увеличить прокачку еще на 2% — до 458,4 млн тонн.

Большая часть нефти поставляется на российские НПЗ для дальнейшей переработки. В 2021 году спрос со стороны перерабатывающего сектора вырос, что привело к росту объемов поставок в России на 6% — до 247,9 млн тонн. В 2022 году по плану «Транснефть» увеличит прокачку на российские НПЗ еще на 2% — до 253,8 млн тонн — и достигнет нового исторического максимума.

В последние годы в России активно модернизировали старые и строили новые перерабатывающие мощности. Данные «Транснефти» отражают эту динамику, а рост внутреннего потребления происходит, кроме всего прочего, за счет сокращения поставок сырой нефти на экспорт.

По итогам 2021 года поставки нефти на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье сократились на 3% — до 201,8 млн тонн.

В ближнее зарубежье в 2021 году «Транснефть» поставила на 18% меньше нефти, чем годом ранее, — лишь 11,7 млн тонн. Это почти в 2 раза меньше запланированных 21 млн тонн. По плану на поставки в Беларусь приходилось 20 млн тонн, в реальности вышло 10,7 млн тонн.

В дальнее зарубежье объемы поставок снизились на 2% — до 190,1 млн тонн, — но оказались значительно выше прогнозных 175,5 млн тонн на фоне быстрого восстановления мировой экономики от последствий коронавируса и адаптации к новым условиям.

В 2021 году объемы трансграничных поставок по трубопроводам «Транснефти» сократились на 11%, а экспорт через морские порты вырос на 5% — в основном за счет увеличения грузооборота нефти через порты Приморск, Козьмино и Усть-Луга при одновременном падении объемов экспорта нефти через Новороссийский порт.

Структура экспорта нефти в дальнее зарубежье в 2021 году и динамика год к году, млн тонн

Трубопровод «Дружба» 35,9 −20,9%
Порт Новороссийск 19,7 −4,4%
Порт Приморск 36,3 +9,3%
Порт Кузьмино 35,1 +6,7%
Порт Усть-Луга 23,2 +5,9%
Китай 40 0%
  Каждый решает сам ...

35,9 (−20,9%)

Существенно упали поставки через нефтепровод «Дружба» — на 21% — из-за слабого спроса со стороны Европы. Лидерами падения прокачки нефти по «Дружбе» стали Польша (−41%), Германия (−18%) и Венгрия (−11%).

Объемы экспорта в Китай остаются стабильными и составляют 40 млн тонн в год. Ровно такой же объем должен быть отправлен и в текущем году.

В планах «Транснефти» увеличить объемы поставок в дальнее зарубежье в 2022 году до 194,5 млн тонн, и более половины этого объема отправят через морские порты.

Динамика поставок нефти «Транснефтью» по основным направлениям, млн тонн

НПЗ в России Ближнее зарубежье Дальнее зарубежье Всего
2017 243,7 18,61 215,20 477,6
2018 249,3 19,00 211,48 480,4
2019 245,9 18,6 220,3 485
2020 233,6 14,3 194,1 442,3
2021 247,9 11,7 190,1 449,7
2022 253,8 10 194,5 458,4

Поставки нефтепродуктов

«Транснефть» увеличила объемы поставок нефтепродуктов на 3% — до 38,9 млн тонн, — хотя прогнозировала падение до 36,3 млн тонн. Фактические результаты оказались лучше прогнозных за счет быстрого восстановления объемов нефтепереработки в России на фоне значительного ослабления ограничительных мер.

Основным драйвером роста стало увеличение поставок автомобильного бензина на 16% — до 2,2 млн тонн — и авиационного керосина на 35% — до 2,3 млн тонн. При этом объемы транспортировки дизельного топлива, которое занимает ключевое место в поставках, остались практически на уровне 2020 года и составили 34,4 млн тонн.

В 2022 году планируется транспортировать около 36,3 млн нефтепродуктов, что на 7% меньше, чем поставили в 2021 году. При планировании объемов поставок на грядущий год менеджмент «Транснефти» исходит из текущих заявок грузоотправителей, поэтому, как видим, планы могут заметно отличаться от фактических результатов и служат лишь примерными ориентирами для оценки.

Динамика транспортировки нефтепродуктов, млн тонн

2017 33,1
2018 39,2
2019 37,8
2020 37,8
2021 38,9
2022 36,3

33,1

Тарифы

Деятельность «Транснефти» регулируется государством в сегменте трубопроводной прокачки, где индексация тарифов привязана к прогнозной инфляции на будущий год. Если прогнозная инфляция оказывается ниже фактической, то это негативно отражается на рентабельности бизнеса, поскольку операционные расходы растут быстрее доходов.

  Dollar Tree, Best Buy, HP и другие: главные отчеты от 23 ноября

В 2021 году тарифы на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» были проиндексированы лишь на 3,59%, в то время как официальная инфляция в России составила 8,4% по итогам 2021 года. С 1 января 2022 года тарифы «Транснефти» на прокачку повысились еще на 4,3%, что кажется недостаточным уровнем индексации с учетом высокого уровня инфляции в России.

Вероятно, именно это влияет на сокращение объемов прокачки по трубам в пользу отправки через портовую инфраструктуру, где нет жесткого регулирования со стороны государства.

Индексация тарифов на услуги транспортировки нефти по системе «Транснефти» с 1 января

2017 3,6%
2018 3,77%
2019 3,87%
2020 3,42%
2021 3,6%
2022 4,3%

3,6%

Выручка

По предварительным данным, консолидированная выручка «Транснефти» в 2021 году выросла на 12% — до 1077,5 млрд рублей — от низкой базы 2020 года, включая 688,5 млрд рублей от транспортировки нефти и 75,7 млрд рублей от транспортировки нефтепродуктов. Отмечу, что выручка компании не только превысила докризисные показатели, но и оказалась рекордной.

На 2022 год холдинг прогнозирует рост выручки на 3,5% — до 1114,8 млрд рублей, — что говорит о низком потенциале роста финансовых показателей по итогам текущего года.

Динамика выручки «Транснефти», млрд рублей

2017 884,3
2018 980
2019 1063,8
2020 962,4
2021 1077,5
2022 1114,8

884,3

Что в итоге

Реальные производственные результаты «Транснефти» в 2022 году оказались заметно лучше собственных прогнозов в начале прошлого года, хотя динамика оставляет желать лучшего. Основной драйвер роста — внутренний рынок, где удалось заметно нарастить объемы поставок на российские НПЗ на фоне развития нефтеперерабатывающей отрасли и восстановления спроса после кризисного 2020 года.

В структуре экспорта стоит обратить внимание на увеличение доли поставок через морские порты благодаря модернизации портовой инфраструктуры. Менеджмент планирует выделить еще 23 млрд рублей в 2022 году на развитие инфраструктуры Новороссийского морского торгового порта. Это снизит зависимость компании от трубопроводного экспорта, где рост тарифов последнее время не отбивает даже уровень официальной инфляции.

На 2022 год компания закладывает консервативный прогноз динамики объемов экспорта и итоговой выручки, но фактические данные могут заметно отличаться от прогнозов.

Пролистать наверх