Inflation, structure of reserves and debts: the main thing from the report of the Central Bank for 2021 year

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

The Bank of Russia published a report for 2021. Document shows, what was the state of the Russian economy shortly before serious international sanctions. Here are the main facts from the report.

Inflation: before and after

COVID-19 has led to various restrictions and disruptions in logistics. And this has led to a shortage.: demand accelerated, and supply slowed down.

As a result, the inflation rate in many regions increased markedly during 2021: in the USA from 1,4 to 7%, in the eurozone - from −0.3 to 5%, in Brazil with 4,5 to 10,1%, in Mexico with 3,2 to 7,4%.

Inflation also increased in Russia: with 4,9 to 8,4%. This is well above the target level in 4%. Inflation in different segments amounted to:

  • foodstuffs - 10,6%;
  • non-grocery goods - 8,6%;
  • services - 5%.

The biggest increase in prices was in Siberia, because in this region, demand has greatly outstripped supply. Least of all - in the Far East "due to restrained growth in food prices".

Recently, 11 February, The Bank of Russia expected inflation to reach 5-6% by December 2022. Just a few weeks later, the bank withdrew its forecast., as “inflation accelerated significantly amid increased uncertainty”.

According to Rosstat, In March, the inflation rate rose by 7.6% compared to February and 16,7% by March 2021.

The bank also recently revised its GDP forecast for 2022.: from “will grow by 2-3%” to “there will be a decrease in the coming quarters”. A slightly more accurate forecast was given by the Chairman of the Accounts Chamber Alexei Kudrin: GDP will fall by 10%. For comparison: in the crisis year of 2020, this figure fell by 2,7%.

Federal budget and trade balance

Federal budget revenues in 2021 amounted to 25.3 trillion rubles. Of these, oil and gas revenues - 9.1 trillion, other — 16.2 trillion rubles.

Federal budget expenditures amounted to 24.8 trillion rubles, therefore, at the end of the year, the budget was executed with a surplus of 0.5 trillion.

Trade surplus of $190 billion: export - 494 billion, import - 304 billion.

Half of all exports came from oil and gas. The largest share of exports went to China — 14%, Netherlands - 9%, Germany - 6%, Turkey - 5% and Belarus - 5%. The European Union had 38%.

But half of the imports were cars. Shares of importers in the total structure of imports: China - 25%, Germany - 9%, USA - 6%, Belarus - 5%, Korea - 4%. imported from the European Union 32% all goods.

  Investidea: Prologis, because they underestimated

In 2022, the Russian economy may become even more dependent on oil and gas supplies. If the West does not declare an embargo, then the country will still be able to earn on the export of energy. At the same time, the volume of imports may fall sharply, since many countries have banned the import of their goods to Russia. According to the Bank of Russia, already in January-March of this year, the trade surplus increased in 2,6 Times.

For this reason, and also due to various restrictions on the purchase of foreign currency, the dollar has decreased against the ruble over the past month: from 120 to 80 R. Exporters still sell their volume of currency, but importers and the public cannot or simply do not want to buy it.

Gold and currency of the Bank of Russia

At the end of 2021, central bank assets in foreign currencies and gold amounted to $613 billion. Of these, 481 billion (78%) - currency, 132 billion (22%) - gold.

Almost all foreign exchange assets are bonds of other countries and deposits. The bank holds these assets in accounts in the countries of issuers, i.e. abroad. Gold - in Russia.

In 2021, the bank halved the share of assets in US dollars: with 21 to 11%. Instead, the regulator increased the share in other currencies: in euros - with 29 to 34%, in yuan - from 13 to 17%, in others, with 7 to 10%.

Over the year, the bank's gold and foreign exchange reserves increased by $25 billion. Mainly through the purchase of foreign currency in the domestic market. But the currency revaluation had a negative impact on the volume of assets: the dollar rose against other currencies.

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Internal and external debts of Russia

Federal debt at the end of 2021 amounted to 20.9 trillion rubles. Of these, 16.5 trillion, that is, about 80%, is an internal debt. It consists almost entirely of OFZ. The share of non-residents in such bonds is 3.1 trillion, or 20%.

And the external federal debt amounted to 4.4 trillion rubles. This is about 60 billion dollars at the exchange rate at the beginning of the year.. Of these, 20 billion are held by residents in the form of Eurobonds.

Once again about the default

13 March Finance Minister Anton Siluanov said: The West froze $ 300 billion of assets of the Central Bank. This means, that the Bank had about 300 billion. Even if we take only gold in Russia and yuan in China, will get about 240 billion. The external debt of the Ministry of Finance is 60 billion, therefore, in the “normal” world, such a borrower would not be called bankrupt. But that's exactly what's happening now.

  3 CAUSES, WHY DOES NOT IT WORK, WHEN YOU DREAM BIGGER

In early April, the Ministry of Finance wanted to pay off the debt on Eurobonds from its frozen account, but the foreign bank did not accept the order. As a result, Russia paid in rubles, and agency S&P has rated it "Selective Default".

The agency gives such a rating to borrowers., who missed a specific payment. According to S&P, foreign investors will not be able to convert rubles into dollars and get access to money. But, according to the Ministry of Finance, with these rubles, foreigners can buy new Russian bonds. Seems, that such a proposal did not interest Western investors.

For the last payment, Russia can settle up to 4 May. Otherwise, creditors threaten to default. In response, Siluanov said, that Russia will go to court.

What will happen to huge corporate debt, also unclear. Companies owe non-residents $ 300 billion. According to Siluanov, the decision on the payment will not be made by the company itself, and the government commission. Probably, the commission will allow only those companies to repay the debt, from the products of which the West did not refuse. For example, some exporters.

And to other companies, maybe, will not be allowed to return the debt. For example, 11 April Russian Railways has not paid off with foreign investors. According to her, the reason is "compliance with legal and regulatory requirements in the correspondent banking network".

After default, it will become more difficult for a country or company to arrange a new debt. Therefore, the company will have to issue its bonds at a higher interest rate.. And quite likely, that this company will pass on its interest costs to the end consumer.

News, that concern everyone, - in our telegram channel. Subscribe, to keep abreast of what's happening: @tinkoffjournal.

Scroll up

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Банк России опубликовал отчет за 2021 год. Документ показывает, в каком состоянии российская экономика была незадолго до серьезных международных санкций. Вот основные факты из отчета.

Инфляция: до и после

COVID-19 привел к разным ограничениям и сбоям в логистике. А уже это привело к дефициту: спрос ускорился, а предложение замедлилось.

В итоге уровень инфляции во многих регионах в течение 2021 года заметно вырос: в США — с 1,4 до 7%, в еврозоне — с −0,3 до 5%, в Бразилии — с 4,5 до 10,1%, в Мексике — с 3,2 до 7,4%.

В России уровень инфляции также вырос: с 4,9 до 8,4%. Это намного выше целевого уровня в 4%. Инфляция в разных сегментах составила:

  • продовольственные товары — 10,6%;
  • непродовольственные товары — 8,6%;
  • услуги — 5%.

Больше всего цены подросли в Сибири, поскольку именно в этом регионе спрос сильно обогнал предложение. Меньше всего — на Дальнем Востоке «из-за сдержанного роста цен на продовольственные товары».

Еще недавно, 11 февраля, Банк России ожидал инфляцию к декабрю 2022 года в 5—6%. Всего через несколько недель банк отозвал прогноз, так как «инфляция значимо ускорилась на фоне возросшей неопределенности».

По данным Росстата, в марте уровень инфляции вырос на 7,6% к февралю и на 16,7% к марту 2021 года.

Также банк недавно пересмотрел прогноз ВВП на 2022 год: с «вырастет на 2—3%» до «в ближайшие кварталы произойдет снижение». Чуть более точный прогноз дал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин: ВВП снизится на 10%. Для сравнения: в кризисном 2020 году этот показатель упал на 2,7%.

Федеральный бюджет и торговый баланс

Доходы федерального бюджета в 2021 году составили 25,3 трлн рублей. Из них нефтегазовые доходы — 9,1 трлн, прочее — 16,2 трлн рублей.

Расходы федерального бюджета составили 24,8 трлн рублей, поэтому по итогам года бюджет исполнили с профицитом в 0,5 трлн.

Профицит торгового баланса составил 190 млрд долларов: экспорт — 494 млрд, импорт — 304 млрд.

Половина от всего экспорта пришлась на нефть и газ. Наибольшая доля экспорта пришлась на Китай — 14%, Нидерланды — 9%, Германию — 6%, Турцию — 5% и Беларусь — 5%. На Европейский союз пришлось 38%.

А вот половину импорта составили автомобили. Доли импортеров в общей структуре импорта: Китай — 25%, Германия — 9%, США — 6%, Беларусь — 5%, Корея — 4%. Из Европейского союза ввозили 32% всех товаров.

  Примерно 40% несовершеннолетних думают, что на акциях можно стремительно заработать

В 2022 году экономика России может стать еще более зависимой от поставок нефти и газа. Если Запад не объявит эмбарго, то страна по-прежнему сможет зарабатывать на экспорте энергоносителей. При этом объем импорта может сильно упасть, поскольку многие страны запретили ввоз своих товаров в Россию. По данным Банка России, уже в январе — марте этого года профицит торгового баланса увеличился в 2,6 раза.

По этой причине, а еще из-за разных ограничений на покупку валюты доллар снизился к рублю за последний месяц: с 120 до 80 Р. Экспортеры все так же продают свой объем валюты, но импортеры и население не могут или же просто не хотят ее покупать.

Золото и валюта Банка России

На конец 2021 года активы центрального банка в иностранных валютах и золоте составили 613 млрд долларов. Из них 481 млрд (78%) — валюты, 132 млрд (22%) — золото.

Почти все валютные активы — это облигации других стран и депозиты. Эти активы банк держит на счетах в странах эмитентов, то есть за рубежом. Золото — на территории России.

В 2021 году банк вдвое сократил долю активов в долларах США: с 21 до 11%. Вместо этого регулятор увеличил долю в других валютах: в евро — с 29 до 34%, в юанях — с 13 до 17%, в прочих — с 7 до 10%.

За год золотовалютные резервы банка выросли на 25 млрд долларов. В основном за счет покупки валюты на внутреннем рынке. А вот валютная переоценка негативно повлияла на объем активов: доллар подрос относительно других валют.

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Инфляция, структура резервов и долги: главное из отчета ЦБ за 2021 год

Внутренний и внешний долги России

Федеральный долг на конец 2021 года составил 20,9 трлн рублей. Из них 16,5 трлн, то есть около 80%, — это внутренний долг. Он почти полностью состоит из ОФЗ. Доля нерезидентов в таких облигациях — 3,1 трлн, или 20%.

А внешний федеральный долг составил 4,4 трлн рублей. Это около 60 млрд долларов по курсу на начало года. Из них 20 млрд держат резиденты в виде еврооблигаций.

Еще раз про дефолт

13 марта глава Минфина Антон Силуанов заявил: Запад заморозил 300 млрд долларов активов ЦБ. Это значит, что в распоряжении Банка осталось около 300 млрд. Даже если взять только золото в России и юани в Китае, получится примерно 240 млрд. Внешний долг Минфина составляет 60 млрд, поэтому в «нормальном» мире такого заемщика не назвали бы банкротом. Но именно это сейчас и происходит.

  Survey of Professional Forecasters

В начале апреля Минфин хотел выплатить долг по еврооблигациям со своего замороженного счета, но иностранный банк не принял поручение. В итоге Россия расплатилась рублями, а агентство S&P присвоило ей рейтинг «выборочный дефолт».

Такой рейтинг агентство дает заемщикам, которые пропустили конкретный платеж. По мнению S&P, иностранные инвесторы не смогут конвертировать рубли в доллары и получить доступ к деньгам. Зато, по словам Минфина, на эти рубли иностранцы могут купить новые российские облигации. Кажется, что такое предложение не заинтересовало западных инвесторов.

По последнему платежу Россия может рассчитаться до 4 мая. В противном случае кредиторы угрожают объявить дефолт. В ответ Силуанов сказал, что Россия обратится в суд.

Что же будет с огромным корпоративным долгом, тоже непонятно. Компании должны нерезидентам 300 млрд долларов. По словам Силуанова, решение о выплате будет принимать не сама компания, а правительственная комиссия. Скорее всего, комиссия разрешит возвращать долг только тем компаниям, от продукции которых Запад не отказался. Например, некоторым экспортерам.

А другим компаниям, возможно, не разрешат вернуть долг. Например, 11 апреля РЖД уже не рассчиталась с иностранными инвесторами. По ее словам, причина в «соблюдении правовых и нормативных требований в корреспондентской банковской сети».

После дефолта стране или компании станет сложнее оформить новый долг. Поэтому компании придется выпускать свои облигации под более высокий процент. И вполне вероятно, что эта компания переложит свои процентные расходы на конечного потребителя.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Пролистать наверх