FinEx's FXRB fund will close on 2022 year

FinEx's FXRB fund will close on 2022 year

1 June, FinEx announced, that there are no underlying assets left in its FXRB exchange-traded fund. The fund will cease to exist in the near future, at the same time, investors should not expect any payments.

I'll tell, what happened to the fund and what is the situation of others ETF FinEx.

What is FXRB and what happened to it

FXRB is an exchange traded fund (ETF), launched by FinEx back in February 2013. This fund consists of Eurobonds of large Russian companies, such as Gazprom and Lukoil.

The fund is the twin brother of FXRU, another FinEx ETF. In fact, these are not different funds., and different classes of shares of one fund with Eurobonds inside. They have the same composition, but there is a difference in the mechanism of work.

The difference between FXRB and FXRU is, that FXRB uses ruble hedging - it insures against changes in exchange rates. Normally it works like this: if the value of assets in the fund has not changed, but at the same time the dollar rose or fell, ruble price of FXRU will follow the dollar rate. And the price of FXRB will not change - just due to the hedge. That is, FXRB is a ruble asset, while FXRU is a currency.

For hedging, one-month swaps were used - derivatives. Their counterparties were investment banks.

Under normal conditions, the ruble yield of the FXRB should have been something like this: FXRU return in USD plus interest rate differential between Russia and the US minus hedging costs, due to which the FXRB commission 0,95% per year instead of 0,5% in FXRU.

In practice it turned out, that swaps can give a loss, which the fund will have to close at the expense of its assets.

At the end of February 2022, the ruble began to fall rapidly against the dollar, At the same time, Eurobonds of Russian companies began to fall in price. As FinEx explains, “the international segment of the Russian corporate Eurobond market practically ceased to exist against the backdrop of sanctions”, at the same time, the depreciation of the ruble led to significant hedge losses.

Oleg Yankelev from FinEx explained in a chat for investors, that the fund's counterparties - the largest investment banks - decided not to continue swap operations in the ruble-dollar pair and demanded immediate settlement of contracts. The fund was obliged to cover losses on swaps - and the only source for this was Eurobonds of Russian issuers, constituting the fund's assets.

  What is passive investing. Tells a personal broker

The fund's investment manager had to sell Eurobonds from the fund's assets, to cover debt under currency hedging contracts. No assets left in FXRB, and all remaining Eurobonds now belong to the currency class of shares of the same Eurobond fund - that is, they are considered to be included in FXRU.

FinEx directly writes: FXRB fund will cease to exist in the near future, and investors should not expect any payouts on this asset.

What about other FinEx funds

FXRU Paired Fund Continues to Work. As FinEx points out, his assets are held by Citi, the fund receives incoming payments and reinvests them in money market instruments to maintain liquidity. FXRU is now 19% short-term US Treasury bills.

In the investment community, after studying the FinEx report, concerns began to be expressed, that FXRU could also suffer because of the situation with FXRB. As it turned out from the prospectus of the fund, liabilities are not divided between different classes of shares of the same fund, and FXRU and FXRB are one fund. And the prospectus points, that hedging in one class could adversely affect the value of assets in another.

As long as it's just a guess. FinEx promised to give more detailed answers about FXRB and FXRU. Hope, possible FXRU problems will also be sorted out there.

FinEx's FXRB fund will close on 2022 year

FXRB is not the only FinEx fund with ruble hedging. Here are other funds, where it was used, that is, there were two classes of shares of one fund - with and without hedge:

  1. FXMM is the ruble version of the FXTB fund, consisting of US Treasury bills.
  2. FXRW - ruble version of the FXWO fund, investing in shares of large companies 7 countries of the world.
  3. FXRD - ruble version of the FXFA fund, investing in "fallen angels" bonds, that is, the least risky segment of high-yield bonds of US companies. FXRD plans to pay dividends.
  4. FXIP - ruble version of the FXTP fund, consisting of US TIPS - treasury bonds linked to inflation.

FinEx reported, that ruble hedging brought losses to all hedge funds, when the ruble began to fall rapidly. The amount of the loss was not named.. But the securities in these funds did not fall as, as Eurobonds of Russian companies in FXRB and FXRU, so it is unlikely that something will happen to these funds, what happened to FXRB.

  Forex or stocks?

At the same time, ruble hedging does not work now, so said funds will work without hedge. Besides, FXRD will not pay dividends.

For funds, where there were no hedging options, none of this should affect. It's hard to be sure about anything right now. 100%, but, at least, Oleg Yankelev from FinEx stated, that now they do not see such risks.

In any case, FinEx funds are still not traded on the Moscow Exchange, what is related to the restrictions from Euroclear. Besides, fund market makers - foreign companies - cannot now fully trade on the Moscow Exchange.

How bad is this story?, except for the loss

Obvious negative at a loss, suffered by investors. The exact amount is unknown, but it is not less than 853 million rubles: this is the value of the fund's assets indicated in the information note from 2 June. Probably, this is the last value before liquidation of the assets, That, presumably, was at the very end of February or in March. But it may be so, that losses are measured in billions.

There are also less obvious things., which are very annoying.

Not very clear, why did it become known 1 June. After all, the fund suffered in the spring, most likely in March, when the ruble fell the most. Furthermore, the news about the situation with the FXRB was not a separate piece of news, and part of the message, mainly dedicated to calculating the value of assets of other funds.

Oleg Yankelev from FinEx reported 1 June, that “the fund is under European regulation, and public disclosure of any information is strictly regulated”.

The advertised reliability of ETFs with their European regulation did not help the situation.. Yes, hardly anyone expected, that such geopolitical and infrastructural risks are being realized. Nevertheless, the funds were positioned as a reliable investment option - at least bond funds.

Besides, was considered, that funds as a collection of assets cannot fail, - but in this case something similar happened. The fund has a debt under hedging contracts, which had to be covered at the expense of his greatly depreciated assets, - and as a result, the fund lost all assets.

FinEx's FXRB fund will close on 2022 year

About that, that currency hedging can lead to such consequences, there was no speech. In FinEx publications for ordinary investors, including a document on how a currency hedge works, I also didn't see any direct instructions., that hedging transactions create liabilities for the fund, that is debt.

  US stock market news - NYSE, NASDAQ on 21.08.2017

Furthermore, the said document states: “because FXRB and FXMM are fully transparent UCITS funds, swap counterparties allow the fund not to make collateral for futures transactions and not risk its own funds”.

Vladimir Kreindel from FinEx explained 2 June, that this quote is about, that the counterparty's problems would not lead to fund losses, since the fund did not provide security. Unfortunately, the wording in the document could easily be perceived as “hedging does not add risk to assets” - but in practice it turned out differently.

I will note, what, maybe, this is the first time in the history of the ETF industry, when the fund went to zero due to currency hedging.

Unfortunately, all this undermines confidence in funds and forces one to overestimate the investment risks and properties of various instruments.

What should investors do

Nothing to do with investments in FXRB. Even if the fund were traded on the Moscow Exchange - and he, like other ETFs, not traded since the end of February, - the stock price of the fund would be zero. When the fund is liquidated, fund shares will disappear from portfolios.

So far it's not very clear, whether they will take into account Brokers loss from this automatically, when will the tax base of investors be calculated. This may depend on, how exactly will the write-off of FXRB shares from the accounts be organized.

In my opinion, what has been happening to the funds in recent months - the suspension of trading on the Moscow Exchange and the loss of FXRB assets - may require a review of the investment strategies of many investors. But what instruments to prefer instead of funds, if you decide to invest in other ways, depends on your goals, perceptions of risk and other factors.

News, which concern investors, - in our telegram channel. Subscribe, to keep abreast of what's happening: @investnique.

Scroll to Top

Фонд FXRB от FinEx будет закрыт в 2022 году

Фонд FXRB от FinEx будет закрыт в 2022 году

1 июня компания FinEx сообщила, что в ее биржевом фонде FXRB не осталось базовых активов. В ближайшее время фонд прекратит существовать, при этом инвесторам не стоит ожидать каких-либо выплат.

Расскажу, что случилось с фондом и какая ситуация у других ETF FinEx.

Что такое FXRB и что с ним произошло

FXRB — это торгующийся на бирже фонд (ETF), запущенный компанией FinEx еще в феврале 2013 года. Этот фонд состоит из еврооблигаций крупных российских компаний, например «Газпрома» и «Лукойла».

Фонд — брат-близнец FXRU, еще одного ETF FinEx. На самом деле это не разные фонды, а разные классы акций одного фонда с еврооблигациями внутри. У них одинаковый состав, но есть отличие в механизме работы.

Разница между FXRB и FXRU в том, что FXRB использует рублевое хеджирование — страхуется от изменения курсов валют. В обычной ситуации это работает так: если стоимость активов в фонде не изменилась, но при этом курс доллара вырос или упал, рублевая цена FXRU последует за курсом доллара. А цена FXRB не изменится — как раз за счет хеджа. То есть FXRB — рублевый актив, тогда как FXRU — валютный.

Для хеджирования использовались одномесячные свопы — производные инструменты. Контрагентами по ним были инвестиционные банки.

В нормальных условиях рублевая доходность FXRB должна была быть примерно такой: доходность FXRU в долларах плюс разница процентных ставок между Россией и США минус расходы на хедж, из-за которого комиссия FXRB 0,95% в год вместо 0,5% у FXRU.

На практике оказалось, что свопы могут дать убыток, который фонду придется закрывать за счет своих активов.

В конце февраля 2022 года рубль начал быстро падать относительно доллара, одновременно с этим еврооблигации российских компаний стали дешеветь. Как поясняет FinEx, «международный сегмент рынка российских корпоративных еврооблигаций на фоне санкций практически перестал существовать», при этом обесценивание рубля привело к значительным убыткам по хеджу.

  Изучаем рынок роботохирургии: специалисты ждут рост на 17,6% в год

Олег Янкелев из FinEx в чате для инвесторов пояснил, что контрагенты фонда — крупнейшие инвестиционные банки — решили не продолжать операции по свопу в паре «рубль — доллар» и потребовали немедленного расчета по контрактам. Фонд был обязан покрыть убытки по свопам — и единственным источником для этого были еврооблигации российских эмитентов, составлявшие активы фонда.

Инвестиционному менеджеру фонда пришлось продать еврооблигации из активов фонда, чтобы покрыть долг по контрактам валютного хеджирования. В FXRB не осталось активов, а все оставшиеся еврооблигации теперь относятся к валютному классу акций того же еврооблигационного фонда — то есть считаются входящими в FXRU.

FinEx прямо пишет: фонд FXRB в ближайшем будущем прекратит свое существование, и инвесторам не стоит ожидать каких-либо выплат по этому активу.

Что с другими фондами FinEx

Парный для FXRB фонд FXRU продолжает работать. Как указывает FinEx, его активы хранятся в Citi, фонд получает приходящие выплаты и реинвестирует их в инструменты денежного рынка для сохранения ликвидности. FXRU сейчас на 19% состоит из краткосрочных казначейских векселей США.

В инвестиционном сообществе после изучения отчета FinEx стали высказываться опасения, что FXRU тоже мог пострадать из-за ситуации с FXRB. Как выяснилось из проспекта фонда, обязательства не разделены между разными классами акций одного фонда, а FXRU и FXRB — это один фонд. И проспект указывает, что хеджирование в одном классе может негативно отразиться на стоимости активов в другом.

Пока это именно предположение. FinEx обещала дать более подробные ответы про FXRB и FXRU. Надеюсь, возможные проблемы FXRU там тоже разберут.

Фонд FXRB от FinEx будет закрыт в 2022 году

FXRB — не единственный фонд FinEx с рублевым хеджированием. Вот другие фонды, где оно использовалось, то есть было два класса акций одного фонда — с хеджем и без:

  1. FXMM — рублевый вариант фонда FXTB, состоящего из векселей казначейства США.
  2. FXRW — рублевый вариант фонда FXWO, инвестирующего в акции крупных компаний 7 стран мира.
  3. FXRD — рублевый вариант фонда FXFA, инвестирующего в облигации «падших ангелов», то есть наименее рискованный сегмент высокодоходных облигаций компаний США. FXRD предполагает выплату дивидендов.
  4. FXIP — рублевый вариант фонда FXTP, состоящего из американских TIPS — казначейских облигаций с привязкой к инфляции.
  Инсайдерская торговля и информация | Инсайдер кто такой ?

FinEx сообщила, что рублевое хеджирование принесло убыток всем фондам с хеджем, когда рубль начал стремительно падать. Размер убытка не назвали. Но ценные бумаги в составе этих фондов не падали так, как еврооблигации российских компаний в составе FXRB и FXRU, так что вряд ли с этими фондами случится то, что произошло с FXRB.

При этом рублевое хеджирование сейчас не работает, так что указанные фонды будут работать без хеджа. Кроме того, по FXRD не будут выплачиваться дивиденды.

На фонды, где не было вариантов с хеджированием, все это не должно влиять. Сейчас сложно быть в чем-то уверенным на 100%, но, по крайней мере, Олег Янкелев из FinEx заявил, что сейчас они не видят подобных рисков.

В любом случае торгов фондами FinEx на Московской бирже по-прежнему нет, что связано с ограничениями со стороны Euroclear. Кроме того, маркетмейкеры фондов — иностранные компании — не могут сейчас полноценно торговать на Мосбирже.

Чем эта история неприятна, кроме самого убытка

Очевидный негатив в убытке, который понесли инвесторы. Точная сумма неизвестна, но это не менее 853 млн рублей: именно такая стоимость активов фонда указана в информационной справке от 2 июня. Вероятно, это последняя стоимость до ликвидации активов, которая, предположительно, была в самом конце февраля или в марте. Но может быть и так, что потери измеряются в миллиардах.

Есть и менее очевидные вещи, которые сильно смущают.

Не очень понятно, почему об этом стало известно лишь 1 июня. Ведь фонд пострадал еще весной, скорее всего в марте, когда рубль падал сильнее всего. Более того, новость о ситуации с FXRB стала не отдельной новостью, а частью сообщения, в основном посвященного расчету стоимости активов других фондов.

Олег Янкелев из FinEx сообщил 1 июня, что «фонд находится под европейским регулированием, и публичное раскрытие любой информации жестко регламентировано».

Рекламируемая надежность ETF с их европейским регулированием ситуации не помогла. Да, вряд ли кто-то ожидал, что реализуются такие геополитические и инфраструктурные риски. Тем не менее фонды позиционировались как надежный вариант вложений — по крайней мере фонды облигаций.

  Самый 1-й пост.

Кроме того, считалось, что фонды как совокупность активов не могут обанкротиться, — но в данном случае произошло нечто похожее. У фонда возник долг по контрактам хеджирования, который пришлось покрывать за счет его сильно подешевевших активов, — и в итоге фонд лишился всех активов.

Фонд FXRB от FinEx будет закрыт в 2022 году

О том, что валютное хеджирование может привести к таким последствиям, речи не было. В публикациях FinEx для обычных инвесторов, включая документ про работу валютного хеджа, я также не видел прямых указаний на то, что хеджирующие операции создают фонду обязательства, то есть задолженность.

Более того, в упомянутом документе заявлено: «поскольку FXRB и FXMM являются полностью прозрачными UCITS-фондами, контрагенты по свопу позволяют фонду не вносить обеспечение по срочным сделкам и не рисковать своими средствами».

Владимир Крейндель из FinEx пояснил 2 июня, что в этой цитате речь о том, что проблемы контрагента не привели бы к убыткам фонда, так как фонд не вносил обеспечение. К сожалению, формулировку в документе легко можно было воспринять как «хеджирование не добавляет риска активам» — а на практике оказалось иначе.

Отмечу, что, возможно, это первый случай в истории индустрии ETF, когда фонд обнулился из-за валютного хеджирования.

К сожалению, все это подрывает доверие к фондам и заставляет переоценивать инвестиционные риски и свойства различных инструментов.

Что делать инвесторам

С вложениями в FXRB ничего не сделать. Даже если бы фонд торговался на Московской бирже — а он, как и другие ETF, не торгуется с конца февраля, — то цена акции фонда равнялась бы нулю. Когда фонд ликвидируют, акции фонда исчезнут из портфелей.

Пока не очень понятно, учтут ли брокеры убыток от этого автоматически, когда будут считать налоговую базу инвесторов. Это может зависеть от того, как именно будет организовано списание акций FXRB со счетов.

На мой взгляд, происходящее с фондами последние месяцы — приостановка торгов на Московской бирже и потеря активов FXRB — может потребовать пересмотра инвестиционных стратегий многих инвесторов. Но какие инструменты предпочесть вместо фондов, если вы решите инвестировать другими способами, зависит от ваших целей, восприятия риска и других факторов.

Пролистать наверх