Rostelecom's financial results for 9 months: record for revenue and profit

Финансовые результаты «Ростелекома» за 9 месяцев: рекорд по выручке и прибыли

Rostelecom (MCX: RTKM, RTKMP) — a large technology holding in the field of telecommunications and digital services. The company is one of the leaders in the Russian market of high-speed Internet access, pay tv, cloud technologies, mobile and home telephony, cybersecurity, data centers and e-government.

9 November Rostelecom released financial results based on the results of the first 9 months of 2021. Despite the slow growth of the subscriber base, the company has shown an increase in revenues in all key business segments and has shown record revenues and profits. Against the backdrop of strong financial results, management promises to increase dividends for this year to 6 Р, which will also prove to be a record payment in the history of the company.

In April, Rostelecom presented an updated strategy until 2025. Management plans, that the holding's revenue in 2025 will exceed 700 billion rubles, and net profit will double compared to 2020. I propose to consider the dynamics of the main indicators of the business, to understand, how achievable the goals are.

Disclaimer: if we write, that something has risen or fallen by X%, then by default we mean comparison with the report data for the same period last year, unless otherwise stated.

Revenue and profit

Rostelecom's revenue grew by 7% - up to 411.7 billion rubles, - which was a record result for this period. This was facilitated by an increase in revenue for mobile services by 11% - up to 143.6 billion rubles, fixed internet - on 9%, up to 72.7 billion rubles, and digital services - on 8%, up to 50.5 billion rubles. The worst result was shown by the home telephony segment, where, due to a reduction in the subscriber base, revenue continued to fall by 10% - up to 37 billion rubles.

The subscriber base in key segments of Rostelecom has generally shown weak dynamics in recent years. The number of Internet subscribers increased by less than 1% for the year, the number of Pay TV users grew by only 2%, and in the cellular segment there was even a quarterly subscriber outflow in the amount of 8%. This may indicate the saturation of the classic telecommunications business market and the limited growth potential in the segments of Internet access., Pay TV and mobile services.

  Proto Labs: how the company's business works, is it worth investing in stocks

Judging by the priorities and the new strategy, management understands this too. In the coming years, the company expects outstripping growth in such promising areas, as cloud services and data centers, cybersecurity, telemedicine, development of digital services and services for the state and the population. In the classical directions, the management plans to rather keep the leading positions and increase the efficiency of the existing base..

Revenue structure by type of service

Mobile communication 34,9%
Fixed broadband internet 17,7%
Wholesale services 13,8%
Digital Services 12,2%
Telephony 9,0%
TV 7,2%
Other services 5,2%

34,9%

Dynamics of Rostelecom's subscriber base by 30 september, million people

2017 2018 2019 2020 2021
Private Internet users 11,9 12,0 12,0 12,3 12,4
Corporate clients - Internet users 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1
Pay TV 9,7 10,1 10,3 10,7 10,9
Home telephony 19,5 17,8 16,0 14,5 12,9

The company's operating expenses increased by 7% - to 346,1 billion rubles, which is mainly due to the growth of depreciation charges, deployment of projects within the framework of the federal program "Digital Region", increased advertising and marketing costs, as well as repair and maintenance of infrastructure.

As a result, operating profit of Rostelecom grew by 7% and reached a record 65.7 billion rubles.

Net financial expenses of the business remained practically at the level of last year and amounted to 26.3 billion rubles. Income tax expense increased from 7,9 up to 10.1 billion rubles. As a result, the holding's net profit increased by 17% and amounted to 31.4 billion rubles, what has become a new all-time high for business.

Financial performance of Rostelecom for 9 months, billion rubles

Revenue Operating profit Net profit
2017 221,2 28,6 9,881
2018 233,0 27,6 12,7
2019 242,6 29,9 16,4
2020 383,9 61,7 26,9
2021 411,8 65,7 31,4

Investments

Rostelecom operates in one of the most technologically advanced and rapidly developing sectors of the economy. To stay competitive and adapt quickly, management has to invest significant amounts in the acquisition of new assets and improvement of infrastructure. Therefore, the size of capital investments in the last 5 years growing annually.

Following the first 9 months of 2021, it increased by 7% - up to a record 76.2 billion rubles. The total amount of investments for the current year is planned in the range of 110-115 billion rubles, including the development of fast-growing digital areas.

  Forex investing in pamm. The best managers 2013 of the year

It is worth noting, that in November Rostelecom acquired a leading developer in the field of digitalization of public administration - BFT-Holding LLC for 1.65 billion rubles. This will strengthen the position in the digital services and software market..

Capital investments excluding state programs for 9 months, billion rubles

2017 42,3
2018 45,9
2019 62,8
2020 71,0
2021 76,2

Debts

behind 9 months, Rostelecom's net debt grew by 39% - up to 502.5 billion rubles - against the backdrop of an increase in long-term loans and borrowings, as well as lease obligations.

The management calculates the level of debt burden according to the ratio "net debt / 12mOIBDA", where OIBDA is operating profit before depreciation, adjusted for non-cash expenditures under the long-term incentive program and non-state retirement benefits.

behind 9 months OIBDA increased by 13% - up to 169.7 billion rubles, - and the ratio "net debt / 12mOIBDA" from the beginning of the year increased from 1,9 up to 2.3 ×.

Debt dynamics at the end of the period, billion rubles

Net debt Net debt / OIBDA
2017 181,6 1,9×
2018 186,7 1,9×
2019 333,0 2,0×
2020 362,2 1,9×
9м2021 502,5 2,3×

Dividends

In April of this year, Rostelecom approved a new dividend policy, where changed the basis for calculating dividend payments. In the period from 2021 to 2023, the company will not rely on free cash flow when determining the amount of dividends, but for net profit. The total amount of dividends must be at least 50% from net profit, as it is spelled out in a new government decree for state-owned companies.

At the same time, the company seeks to pay at least 5 Р per ordinary share and annually increase the amount of payments by at least 5% given that, that the financial stability of the business is not threatened, and the level of debt burden according to the ratio "net debt / OIBDA" on an annualized basis does not exceed 3 ×.

In recent years, Rostelecom has paid 5 P per share of each type, but in a press release following 3 quarter of 2021, the President of PJSC "Rostelecom" Mikhail Oseevsky said, that strong financial results of the business will allow increasing dividend payments for 2021 to 6 Р.

Amount of dividends per ordinary and preference share in rubles

2016 5,39 Р
2017 5,05 Р
2018 5 Р
2019 5 Р
2020 5 Р
2021 6 Р

What is the bottom line

In the last 5 years, Rostelecom has significantly reduced its dependence on the home telephony market. If in 2016 the segment brought the highest income to the company, then according to the results 9 months of 2021, it accounts for only 9% proceeds.

  Trading results in November: investors bought Alibaba and forgot about Virgin Galactic

The company managed to compensate for the outflow of subscribers from wire telephony by attracting customers to the Internet, pay TV and mobile telephony. But the weak dynamics of the subscriber base suggests that, that in these markets there was saturation and the potential for further growth is limited by high competition among telecommunications companies.

In part, revenue growth in classic telecommunications services will support the upcoming tariff growth amid rising inflation, but management needs to look for new promising areas of development, to maintain the same business growth rate. The most promising areas in terms of the potential for increasing revenue in the coming years are cloud technologies and data centers., cybersecurity, digital services, services in the field of housing and communal services and public administration, as well as telemedicine.

Scroll up

Финансовые результаты «Ростелекома» за 9 месяцев: рекорд по выручке и прибыли

Финансовые результаты «Ростелекома» за 9 месяцев: рекорд по выручке и прибыли

«Ростелеком» (MCX: RTKM, RTKMP) — крупный технологический холдинг в области телекоммуникаций и цифровых услуг. Компания входит в число лидеров на российском рынке высокоскоростного доступа в интернет, платного телевидения, облачных технологий, мобильной и домашней телефонии, кибербезопасности, дата-центров и электронного правительства.

9 ноября «Ростелеком» выпустил финансовые результаты по итогам первых 9 месяцев 2021 года. Несмотря на медленный рост абонентской базы, компания продемонстрировала увеличение доходов во всех ключевых сегментах бизнеса и показала рекордные выручку и прибыль. На фоне сильных финансовых результатов менеджмент обещает увеличить дивиденды по итогам этого года до 6 Р, что также окажется рекордной выплатой в истории компании.

В апреле «Ростелеком» представил обновленную стратегию до 2025 года. Менеджмент планирует, что выручка холдинга в 2025 году превысит 700 млрд рублей, а чистая прибыль удвоится по сравнению с 2020 годом. Предлагаю рассмотреть динамику основных показателей бизнеса, чтобы понять, насколько поставленные цели достижимы.

Дисклеймер: если мы пишем, что что-то выросло или упало на X%, то по умолчанию подразумеваем сравнение с данными отчета за аналогичный период прошлого года, если не указано другое.

Выручка и прибыль

Выручка «Ростелекома» выросла на 7% — до 411,7 млрд рублей, — что стало рекордным результатом для данного периода. Этому поспособствовали рост выручки за услуги мобильной связи на 11% — до 143,6 млрд рублей, фиксированного интернета — на 9%, до 72,7 млрд рублей, и цифровых сервисов — на 8%, до 50,5 млрд рублей. Худший результат показал сегмент домашней телефонии, где из-за сокращения абонентской базы продолжилось падение выручки на 10% — до 37 млрд рублей.

Абонентская база в ключевых сегментах «Ростелекома» в целом демонстрирует слабую динамику в последнее время. Количество интернет-абонентов увеличилось менее чем на 1% за год, количество пользователей платного телевидения выросло лишь на 2%, а в сегменте сотовой связи даже произошел квартальный отток абонентов в размере 8%. Это может говорить о насыщении рынка классического телекоммуникационного бизнеса и об ограниченном потенциале роста в сегментах доступа в интернет, платного ТВ и услуг мобильной связи.

  Покупка акции в портфель / октябрь 2021

Судя по приоритетам и новой стратегии, это понимает и менеджмент. В ближайшие годы компания рассчитывает на опережающий рост таких перспективных направлений, как облачные сервисы и дата-центры, кибербезопасность, телемедицина, развитие цифровых услуг и сервисов для государства и населения. В классических же направлениях руководство планирует скорее удерживать лидирующие позиции и наращивать эффективность уже существующей базы.

Структура выручки по видам услуг

Мобильная связь 34,9%
Фиксированный широкополосный доступ в интернет 17,7%
Оптовые услуги 13,8%
Цифровые сервисы 12,2%
Телефония 9,0%
Телевидение 7,2%
Прочие услуги 5,2%

34,9%

Динамика абонентской базы «Ростелекома» на 30 сентября, млн человек

2017 2018 2019 2020 2021
Частные пользователи интернета 11,9 12,0 12,0 12,3 12,4
Корпоративные клиенты — пользователи интернета 0,9 1,0 1,0 1,1 1,1
Платное ТВ 9,7 10,1 10,3 10,7 10,9
Домашняя телефония 19,5 17,8 16,0 14,5 12,9

Операционные расходы компании увеличились на 7% — до 346,1 млрд рублей, что в основном связано с ростом амортизационных отчислений, разворачиванием проектов в рамках федеральной программы «Цифровой регион», увеличением расходов на рекламу и маркетинг, а также ремонт и обслуживание инфраструктуры.

В результате операционная прибыль «Ростелекома» выросла на 7% и достигла рекордных 65,7 млрд рублей.

Чистые финансовые расходы бизнеса остались практически на уровне прошлогоднего показателя и составили 26,3 млрд рублей. Расходы по налогу на прибыль увеличились с 7,9 до 10,1 млрд рублей. В итоге чистая прибыль холдинга выросла на 17% и составила 31,4 млрд рублей, что стало новым историческим максимумом для бизнеса.

Финансовые показатели «Ростелекома» за 9 месяцев, млрд рублей

Выручка Операционная прибыль Чистая прибыль
2017 221,2 28,6 9,881
2018 233,0 27,6 12,7
2019 242,6 29,9 16,4
2020 383,9 61,7 26,9
2021 411,8 65,7 31,4

Инвестиции

«Ростелеком» работает в одной из самых технологичных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Для того чтобы оставаться конкурентоспособным и быстро адаптироваться, менеджменту приходится инвестировать значительные суммы в приобретение новых активов и улучшение инфраструктуры. Поэтому размер капитальных вложений в последние 5 лет ежегодно растет.

По итогам первых 9 месяцев 2021 года он увеличился на 7% — до рекордных 76,2 млрд рублей. Общий размер инвестиций на текущий год запланирован в диапазоне 110—115 млрд рублей, в том числе на развитие быстрорастущих цифровых направлений.

  Провайдер мед аналитической площадки Definitive Healthcare подал заявку на IPO

Стоит отметить, что в ноябре «Ростелеком» приобрел ведущего разработчика в сфере цифровизации государственного управления — ООО «БФТ-холдинг» за 1,65 млрд рублей. Это позволит усилить позиции на рынке цифровых услуг и программного обеспечения.

Капитальные вложения без учета госпрограмм за 9 месяцев, млрд рублей

2017 42,3
2018 45,9
2019 62,8
2020 71,0
2021 76,2

Долги

За 9 месяцев чистый долг «Ростелекома» вырос на 39% — до 502,5 млрд рублей — на фоне роста долгосрочных кредитов и займов, а также обязательств по аренде.

Уровень долговой нагрузки менеджмент рассчитывает по коэффициенту «чистый долг / 12мOIBDA», где OIBDA — операционная прибыль до амортизации, скорректированная с учетом неденежных расходов по долгосрочной программе мотивации и негосударственному пенсионному обеспечению.

За 9 месяцев показатель OIBDA вырос на 13% — до 169,7 млрд рублей, — а коэффициент «чистый долг / 12мOIBDA» с начала года вырос с 1,9 до 2,3×.

Динамика долговой нагрузки на конец периода, млрд рублей

Чистый долг Чистый долг / OIBDA
2017 181,6 1,9×
2018 186,7 1,9×
2019 333,0 2,0×
2020 362,2 1,9×
9м2021 502,5 2,3×

Дивиденды

В апреле текущего года «Ростелеком» утвердил новую дивидендную политику, где изменил базу для расчета дивидендных выплат. В период с 2021 по 2023 год компания при определении размера дивидендов будет опираться не на свободный денежный поток, а на чистую прибыль. Общий размер дивидендов должен быть не менее 50% от чистой прибыли, поскольку это прописано в новом постановлении правительства для государственных компаний.

При этом компания стремится выплачивать не менее 5 Р на обыкновенную акцию и ежегодно увеличивать размер выплат не менее чем на 5% при условии, что финансовой устойчивости бизнеса ничто не угрожает, а уровень долговой нагрузки по коэффициенту «чистый долг / OIBDA» в годовом исчислении не превышает 3×.

В последние годы «Ростелеком» платил 5 Р на акцию каждого типа, но в пресс-релизе по итогам 3 квартала 2021 года президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский заявил, что сильные финансовые результаты бизнеса позволят увеличить дивидендные выплаты по итогам 2021 года до 6 Р.

Размер дивидендов на одну обыкновенную и привилегированную акцию в рублях

2016 5,39 Р
2017 5,05 Р
2018 5 Р
2019 5 Р
2020 5 Р
2021 6 Р

Что в итоге

В последние 5 лет «Ростелеком» существенно снизил свою зависимость от рынка домашней телефонии. Если в 2016 году сегмент приносил самый большой доход компании, то по итогам 9 месяцев 2021 года на него приходится лишь 9% выручки.

  Продажи Apple впервые за четыре года оказались ниже ожиданий аналитиков

Компании удалось компенсировать отток абонентов из проводной телефонной связи за счет привлечения клиентов в интернет, платное ТВ и мобильную телефонию. Но слабая динамика абонентской базы говорит о том, что и на этих рынках произошло насыщение и потенциал дальнейшего роста ограничен высокой конкуренцией среди телекоммуникационных компаний.

Отчасти рост выручки в классических телекоммуникационных услугах поддержит предстоящий рост тарифов на фоне растущей инфляции, но менеджменту нужно искать новые перспективные направления развития, чтобы сохранить прежний темп роста бизнеса. К наиболее перспективным направлениям с точки зрения потенциала увеличения выручки в ближайшие годы относятся облачные технологии и дата-центры, кибербезопасность, цифровые услуги, сервисы в сфере ЖКХ и госуправления, а также телемедицина.

Пролистать наверх